Астрономия

NASA показывает нам небо в гамма-лучах

Посмотрите на космический фейерверк гамма-излучения в этой анимации, используя данные, полученные всего за год с помощью Large Area Telescope (LAT) на борту космического гамма-телескопа Ферми NASA. Пурпурный круг каждого объекта увеличивается по мере увеличения яркости и уменьшается по мере уменьшения. Желтый круг представляет собой Солнце, проходящее свой видимый годовой путь по небу. На анимации показано подмножество записей гамма-излучения LAT, которые теперь доступны для более чем 1500 объектов в новом, постоянно обновляемом хранилище. Более 90% этих источников являются разновидностью галактик, называемых блазарами, которые питаются энергией сверхмассивной черной дыры.

Большой телескоп NASA позволяет наблюдать небо в гамма-излучении электромагнитного спектра.

Большая часть электромагнитного излучения, достигающего нас из космоса, невидима для наших глаз. Поэтому вы можете спросить себя, каково это - увидеть небо в более энергичном электромагнитном спектре? С помощью Large Area Telescope (LAT), установленного на борту Гамма-телескопа Ферми, NASA показывает нам небо в гамма-лучах - самых энергичных фотонах.

Анимация показывает активность некоторых источников гамма-излучения в течение года наблюдений, а именно с февраля 2022 по 2023 год. В частности, пульсирующие круги представляют собой лишь часть из более чем полутора тысяч измерений изменения яркости во времени, собранных LAT за почти пятнадцать лет миссии.

Более девяноста процентов источников в выборке данных - блазары, то есть центральные области галактик, в которых находятся активные сверхмассивные черные дыры, способные испускать струи частиц почти в направлении Земли.

Каждый кадр представляет собой всего три дня наблюдений. Каждый кружок пурпурного цвета связан с источником и увеличивается по мере увеличения его яркости и уменьшается по мере ее уменьшения. Красновато-оранжевая полоса через центр - это не что иное, как галактическая плоскость Млечного Пути, где более светлые цвета указывают на большую светимость. Наконец, желтый круг показывает видимую траекторию, по которой Солнце движется по небу в течение года.