Космонавтика

NASA побило рекорд по скорости передачи данных из космоса на Землю

Спутник NASA совершил рекордный успех, передавая данные из космоса на Землю с рекордной скоростью с помощью лазера. Скоро изображения высокой четкости из космоса на Землю можно будет передавать почти в прямом эфире.

Пусть вас не обманывают его размеры... Он не больше двух коробок с хлопьями, но этот спутник NASA только что побил рекорд. 28 апреля он передал данные из космоса на Землю с беспрецедентной скоростью: 200 гигабит в секунду. За шесть минут было передано 3,6 терабайта, что соответствует почти миллиону песен, сообщило агентство NASA.

Этот рекорд основан на технологии, использующей лазерные лучи вместо радиоволн, и системе "TBIRD" (TeraByte InfraRed Delivery), которая была отправлена на орбиту спутником Pathfinder Technology Demonstrator 3 (PTD-3) в мае 2022 года. Почти год назад небольшой спутник, которому было поручено испытать эту лазерную технологию связи, сумел преодолеть барьер в 100 гигабит в секунду, что уже было "революционным". Год спустя рекорд был удвоен.

"Лазерная связь - недостающее звено в будущих научных открытиях".

"Эта возможность изменит способ общения в космосе", — восторгается Бет Кир, руководитель миссии TBIRD, слова которой приводятся в пресс-релизе NASA от 11 мая. "Лазерная связь - это недостающее звено, которое позволит совершить научные открытия будущего", — добавила она. Вместо использования радиоволн, как в большинстве космических систем связи, эта технология встраивает информацию в колебания лазерных световых волн. Это имеет ряд преимуществ: увеличивается скорость передачи данных, что позволяет передавать больше данных за одну передачу, а значит, больше данных для изучения учеными на Земле.

Каждый раз, когда робот отправляется на планету, как, например, Curiosity, марсоход для исследования Марса, он может в конечном итоге гораздо быстрее отправлять изображения, данные о космическом излучении и любые другие данные, собранные во время "исследования". Такая высокоскоростная лазерная связь, также известная как оптическая связь, станет ключевым инструментом для NASA, целью которого является долгосрочное присутствие на Луне и полеты на Марс. Кроме того, она будет дешевле в производстве и легче, чем радиосвязь - ключевое преимущество для космических путешествий.

HD-изображения скоро будут передаваться в прямом эфире?

НАСА уже несколько лет работает над оптической связью. Чтобы сделать эту технологию оптимальной, ученым пришлось решить несколько проблем. Например, для правильной передачи данных передатчик и приемник должны быть идеально выровнены. Однако земная атмосфера может "помешать лазерному лучу". Эта проблема частично решена, поскольку ученые разместили земной приемник в обсерватории Столовой горы в Калифорнии. На высоте 2 200 метров в большинстве случаев удается избежать погодных помех.

Так выглядит TBIRD.

Технология будет опробована в ходе миссии Артемида II, запланированной на следующий год, сообщило NASA в отдельном релизе. Теоретически, с помощью этой системы космонавты этой миссии смогут передавать изображения высокой четкости обратно на Землю в почти реальном времени по пути на Луну.