Космонавтика

НАСА планирует протестировать GPS на Луне

В рамках ставшей знаменитой программы "Артемида" американское космическое агентство проведет испытания навигации на Луне с использованием сигналов GPS. НАСА также хочет испытать Galileo, европейскую навигационную систему. Это позволит астронавтам определять свое местонахождение на Луне так же, как и на Земле.

В рамках этой масштабной программы НАСА хочет обеспечить длительное присутствие на Луне, в отличие от прежней программы "Аполлон". Соединенные Штаты уже заручились поддержкой не менее 19 стран, включая Канаду, Великобританию, Японию и Южную Корею. Поэтому международное сотрудничество должно сформироваться в различных областях, включая навигацию. В пресс-релизе от 2 июня 2022 года НАСА заявляет, что намерено впервые испытать новую систему лунной навигации. Для этого будут использоваться сигналы от Глобальной навигационной спутниковой системы Земли (GNSS).

GNSS - это набор компонентов, основанных на созвездии искусственных спутников Земли. Это позволяет пользователям видеть собственное положение на Земле с помощью портативного приемника. Самой известной GNSS является GPS (США), но NASA также хотело бы испытать систему Galileo (Европа).

Эти испытания будут проводиться в рамках миссии Lunar GNSS Receiver Experiment (LuGRE). Целью будет вычисление первых маркеров местоположения на Луне во время пилотируемого путешествия в течение примерно 12 дней. LuGRE также является приемником, который будет принимать и обрабатывать сигналы GPS и Galileo. НАСА будет сотрудничать с Итальянским космическим агентством (ASI) в рамках этого проекта и поделится результатами с общественностью.

По словам Джей Джей Миллера, заместителя директора по стратегической политике и коммуникациям программы НАСА "Космическая связь и навигация" (SCaN), этот эксперимент может расширить границы возможностей GNSS. Самое главное, это значительно повысит точность навигации и отказоустойчивость, а также позволит использовать более гибкое оборудование и оперативные сценарии.

Миссия LuGRE является частью усилий по расширению возможностей высотной GNSS, которая уже давно используется в космических миссиях. В последние годы дальность действия этой системы уже была улучшена и включает в себя полеты на высотах от 2 896 км до 35 405 км. Однако окончательный рекорд в 70 000 км был установлен в 2016 году в рамках проекта Magnetospheric Multiscale Mission.

Миссия LuGRE также является частью инициативы НАСА по коммерческому обслуживанию лунных полезных нагрузок. Это включает в себя транспортировку научных приборов и других космических аппаратов для подготовки к будущим исследованиям. Поэтому LuGRE будет полезен для поддержки таких миссий, как VIPER, целью которой является изучение водяного льда на дне кратеров на Южном полюсе Луны с помощью лунохода.