Астрономия

НАСА опубликовало невиданное ранее изображение туманности Тарантул

Недавно с помощью изображений, полученных с двух космических телескопов, была создана новая композиция туманности Тарантул. Результат получился, мягко говоря, впечатляющим. Однако важно отметить, что это рендеринг не только красив, но и представляет астрономический интерес.

Изображение шириной 350 световых лет

Туманность Тарантул расположена в 160 000 световых лет от Земли в Большом Магеллановом Облаке. Это самая большая и яркая звездообразующая область в галактике Млечный Путь. Это также область галактики с самым высоким уровнем рождения звезд.

В сентябре 2022 года телескоп Джеймса Уэбба (JWT) предложил беспрецедентный взгляд (см. ниже) на туманность Тарантул. В то время обсерватория представила картину туманности шириной 350 световых лет, то есть это расстояние настолько велико, что свету требуется более трех столетий, чтобы пройти от одного края до другого.

Сложность этой структуры была раскрыта благодаря особым возможностям телескопа. Особенно полезными оказались три инструмента: камера, работающая в ближнем инфракрасном диапазоне, спектрометр, работающий в том же частотном диапазоне, и еще один инструмент, работающий в среднем инфракрасном диапазоне.

9 января 2023 года НАСА представило новое изображение туманности Тарантул. По данным агентства, это смесь рендеров телескопа "Джеймс Уэбб" и космического телескопа "Чандра". Особенностью последнего является проведение наблюдений с использованием рентгеновских лучей. Так, если на изображении JWT только белый и красноватый оттенки, то на комбинированном изображении двух устройств виден очень выраженный голубоватый оттенок, почти фиолетовый (см. ниже).

"Рентгеновская обсерватория НАСА "Чандра" часто наблюдала Туманность Тарантул на протяжении всего времени существования миссии... Эти данные будут продолжать собираться и анализироваться, предоставляя ученым сейчас и в будущем возможность узнать больше о звездообразовании и связанных с ним процессах", — говорится в публикации НАСА.

Помимо очевидной красоты, это изображение представляет астрономический интерес. Исследователи отмечают, что можно наблюдать местные особенности, которые невидимы, если ограничиться инфракрасным диапазоном. Более конкретно, можно наблюдать газ, нагретый до миллионов градусов ударными волнами, порожденными ветрами массивных звезд. Также можно увидеть остатки взрывов сверхновых, из которых возникнет следующее поколение звезд.