КосмонавтикаНовости

NASA испытывает двигатели, которыми будет оснащена первая "марсианская ракета"

В рамках подготовки к одной из самых амбициозных планетарных миссий в истории NASA провело успешные испытания двух двигателей, которые приведут в действие первую ракету, взлетающую с поверхности другой планеты.

Историческая миссия

NASA и ESA совместно работают над миссией по доставке марсианских образцов на Землю. Первый этап этого процесса уже начался благодаря работе аппарата Perseverance, который отвечает за сбор образцов и их герметизацию.

В течение десятилетия на Марс приземлится посадочный аппарат с небольшой двухступенчатой ракетой Mars Ascent Vehicle (MAV) высотой три метра. Perseverance будет отвечать за доставку образцов на посадочную платформу, которая с помощью специального манипулятора поместит их внутрь небольшой ракеты.

Следует отметить, что в нынешнем виде эта ракета не сможет напрямую запустить свои двигатели. Задача состоит в том, чтобы поднять ее в воздух под углом около 45 градусов с помощью системы запуска VECTOR (Vertically Ejected Controlled Tip-Off Release). Двигатели ракеты загорятся в нескольких метрах над землей и выведут ее на марсианскую орбиту.

Подобная система холодного старта уже использовалась на Земле, в частности, в ракетах Peacekeeper ВВС США. Однако на другой планете подобная система будет применяться впервые.

Если все пройдет успешно, то на орбите высотой около 400 км над планетой к ракете присоединится европейский зонд, который заберет капсулу с образцами. Затем он вернется на Землю, вероятно, в начале 2030-х годов.

Первые испытания двигателей

Учитывая, что это первая ракета, взлетающая с другой планеты, и что она должна будет совершить автономный полет после нескольких месяцев пребывания в вакууме и холоде космоса, NASA стремится обеспечить правильную работу этой ракеты-носителя. Поэтому недавно агентство провело испытания двух двигателей (SRM1 и SRM2), отвечающих за приведение ракеты в движение.

Испытания SRM1, который будет приводить в движение первую ступень, проводились в вакуумной камере, охлажденной до -20 °С, на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. В то же время испытания SRM2, обеспечивающего работу второй ступени, проводились на предприятии компании Northrop Grumman в Элктоне (штат Мэриленд).

По данным NASA, двигатели прошли квалификационные испытания. "Это испытание демонстрирует, что наша страна располагает возможностями для разработки ракеты-носителя, которая может быть достаточно легкой для полета на Марс и достаточно надежной, чтобы вывести на орбиту набор образцов для возвращения на Землю", — заявил Бенджамин Дэвис, директор MAV. "Аппаратное обеспечение говорит нам о том, что наша технология готова к дальнейшей разработке".

К сожалению, до сих пор существует некоторая неуверенность в успехе этой невероятной миссии. Недавно комитет Сената США попросил NASA ограничить общие расходы на миссию 5,3 млрд. долларов, в то время как агентство оценивает стоимость разработки в 9 млрд. долларов. Если Сенат откажется выделить дополнительные средства или если NASA не найдет нужного сокращения бюджета, то марсианские образцы могут никогда не вернуться на Землю.