АстрономияНовости

НАСА дает представление о способностях Джеймса Уэбба

Через четыре дня НАСА будет транслировать и комментировать в прямом эфире первые цветные изображения с телескопа "Джеймс Уэбб", включая самое глубокое изображение Вселенной. Для наведения и захвата целей космический аппарат использует датчик точного наведения (FGS), разработанный Канадским космическим агентством. Во время испытания стабильности в мае прибор сделал потрясающее изображение, которое дает представление о том, что откроет "Джеймс Уэбб" в ближайшие месяцы.

FGS является важнейшим компонентом научных миссий "Джеймса Уэбба". Для каждой кампании наблюдений система должна найти подходящий участок неба, отыскать известную звезду, которую можно использовать в качестве ориентира, а затем соответствующим образом изменить ориентацию телескопа и зафиксировать его положение. Одним словом, роль FGS заключается в том, чтобы убедиться, что телескоп правильно наблюдает за своей целью. Такое тщательное наведение позволяет астрономам проводить измерения и получать изображения с беспрецедентной точностью.

В мае команда Джеймса Уэбба провела тест, чтобы оценить, насколько хорошо телескоп может удерживаться на цели. После 72 записей в течение 32 часов экспозиции, полученное изображение - которое только что было обнародовано - является одним из самых глубоких изображений Вселенной. Хотя FGS не оптимизирован для научных наблюдений, он выдал впечатляющее изображение, на котором видны яркие звезды и тысячи галактик на заднем плане.

Уже впечатляющее тестовое изображение

Это тестовое изображение предназначалось в первую очередь для того, чтобы убедиться, что все камеры и зеркала правильно выровнены, поэтому система не была настроена на слабые объекты - в отличие от изображений, которые вскоре будут опубликованы. Цель заключалась в том, чтобы зафиксировать FGS на звезде и проверить способность телескопа контролировать его "крен" - способность "перекатываться" с одной стороны на другую.

Несмотря на это, полученное изображение впечатляет своей резкостью и детализацией, и даже включает очень слабые объекты. "Даже при получении незапланированных изображений во время испытаний FGS способен создавать потрясающие виды космоса", — говорится в сообщении НАСА.

Некоторые особенности сильно отличаются от изображений в полном разрешении, которые будут опубликованы 12 июля, отмечает агентство. Это изображение окрашено в соответствии с той же цветовой схемой, которая применялась к другим техническим изображениям телескопа на протяжении всего периода ввода в эксплуатацию: белый-желтый-оранжевый-красный, представляющие прогрессию от самого яркого до самого слабого объекта. Они также утверждают, что во время этих экспозиций не было никакого дизеринга - это означает, что телескоп немного изменяет свое положение между каждой экспозицией.

Звезды отличаются шестью длинными дифракционными пиками - эффект, вызванный шестисторонними зеркальными сегментами "Уэбба". Целью была звезда HD147980; яркая звезда (величина 9,3), видимая на правом краю изображения, — это 2MASS 16235798+2826079. Их центры показаны черным цветом, поскольку они настолько яркие, что насыщают детекторы телескопа (при этом наведение не менялось во время экспозиций, что могло бы позволить реконструировать центр из разных пикселей).

Слабые галактики занимают почти весь фон. "Самые слабые пятна на этом изображении - это именно те типы галактик, которые "Уэбб" будет изучать в первый год своей научной деятельности", — сказала Джейн Ригби, главный научный сотрудник по эксплуатации "Уэбба".

12 июля - дата, которую нельзя пропустить

В будущем изображения, полученные FGS, не будут сохранены, поскольку пропускная способность канала передачи данных между точкой Лагранжа L2 и Землей ограничена и позволяет отправлять данные не более чем с двух научных приборов одновременно, сообщает космическое агентство. Приборы еще официально не введены в эксплуатацию, поэтому данное техническое испытание стало уникальной возможностью получить доступ к этим изображениям.

Во время настройки и калибровки различных инструментов команда проекта Уэбб быстро поняла, что телескоп может создавать изображения лучшего качества, чем ожидалось. Результат этого технического испытания только подтверждает исключительные возможности телескопа. "Когда был сделан этот снимок, я был восхищен тем, что четко увидел детальную структуру этих слабых галактик", — сказал Нил Роулендс, руководитель программы FGS в Honeywell Aerospace. По его словам, в сочетании с другими наблюдениями эти широкополосные изображения наведения могут оказаться очень полезными.

FGS уже сыграл решающую роль в процессе юстировки оптики "Джеймса Уэбба", и каждое будущее наблюдение будет зависеть от этой системы наведения. Потребуется еще несколько дней терпения, прежде чем мы увидим первые научные наблюдения, которые, несомненно, будут еще более потрясающими, чем это первое изображение. Все любители астрономии уже с нетерпением ждут революционных открытий, которые будут сделаны в ближайшие месяцы.