АстрономияНовости

Начинается строительство двух приборов ELT. Они будут превосходить по производительности приборы Хаббла и Уэбба

На Серро Армазонес в Чили продолжаются работы по созданию Чрезвычайно большого телескопа (ELT), оптического телескопа нового поколения Европейской южной обсерватории (ESO). Недавно началось строительство двух из четырех современных инструментов: камеры MICADO и устройства формирования изображений METIS.

Институт астрономии имени Макса Планка является партнером консорциума по обоим инструментам и только что приступил к изготовлению их различных подсистем. Они будут готовы к установке на телескоп к концу десятилетия, к этому времени также планируется начать научные операции ELT.

Характеристики этих двух инструментов позволят им выйти далеко за пределы возможностей лучших обсерваторий, которые мы имеем сегодня, включая космический телескоп "Хаббл" и "Джеймс Уэбб". Например, MICADO будет иметь в шесть раз большее разрешение, чем Уэбб, как в спектральном, так и в пространственном отношении.

Камера MICADO

MICADO (Multi-AO Imaging CAmera for Deep Observations) - это камера, которая предоставит астрономам возможность получать изображения на беспрецедентной глубине. Это возможно благодаря сочетанию большого 39-метрового первичного зеркала ELT и коррекции атмосферного размытия, которую обеспечит система адаптивной оптики MAORY.

На обеих фотографиях показано кольцо зеркального элемента для прибора MICADO. Вверху: моделирование фрезерования; внизу: кольцо на фрезерном станке в цехе точного машиностроения MPIA после обработки.

Камера будет иметь очень высокую производительность как в дифракционно-ограниченной визуализации, так и в спектроскопии с длинной щелью в ближнем инфракрасном диапазоне длин волн. Она была разработана и построена под руководством Института внеземной физики имени Макса Планка (MPE) консорциумом партнеров из Германии, Франции, Нидерландов, Австрии, Италии и Финляндии.

MPIA обеспечивает предварительную оптику MICADO, которая направляет звездный свет от телескопа к холодной оптике камеры с минимальной потерей чувствительности и резкости изображения. Кроме того, MPIA предоставляет калибровочный блок для всех стандартных режимов научных наблюдений.

Устройство формирования изображения METIS

METIS (Mid-infrared ElT Imager and Spectrograph) дополнит возможности инфракрасных наблюдений ELT, охватывая средний инфракрасный диапазон.

Графическая модель криостата, содержащего основные компоненты прибора METIS. После завершения строительства он станет одним из первых научных инструментов ELT.

Прибор обеспечивает дифракционно-ограниченную визуализацию, щелевую спектроскопию среднего/низкого разрешения и коронографию для высококонтрастной визуализации на длинах волн от 3 до 13 микрометров, а также интегральную полевую спектроскопию высокого разрешения от 3 до 5 микрометров. Он построен европейским консорциумом под руководством PI NOVA (Нидерландская исследовательская школа астрономии) в Нидерландах с двенадцатью партнерами из Германии, Великобритании, Франции, Швейцарии, Бельгии, Португалии, Австрии, Тайваня и США.

В среднем инфракрасном диапазоне METIS будет полностью использовать огромное главное зеркало телескопа для наблюдения за облаками газа и пыли и центрами галактик. Он также сможет проверить, есть ли у наших ближайших звездных соседей каменистые планеты. Это чрезвычайно сложный инструмент с высочайшими требованиями к точности и производительности.