Космонавтика

Начались испытания Lunar Starship для Артемиды III

В настоящее время началась работа над созданием лунной версии Starship, который будет отвечать за доставку экипажа на наш естественный спутник. В рамках программы HLS (Human Landing System) НАСА выбрало компанию SpaceX для разработки посадочного аппарата, который будет поддерживать миссии Артемида для возвращения человека на Луну.

Американское агентство выбрало Starship в апреле прошлого года, но контракт был подтвержден только в ноябре из-за судебных исков, выдвинутых Blue Origin. Сейчас НАСА и SpaceX активно начали работу над лунной версией Starship с целью его использования в миссии Артемида III.

НАСА опубликовало презентацию Кента Чойнаки, руководителя отдела системного проектирования и интеграции программы HLS. Из этой презентации вытекают два аспекта миссии, над которой начали работать SpaceX и американское агентство.

Первая — дозаправка на орбите, необходимая для того, чтобы добраться до Луны в полной загрузке. SpaceX будет использовать для этой операции три разных корабля Starship. Первый, кто достигнет космоса, будет играть роль резервуара, содержащего топливо, кислород и метан, оба в жидком состоянии. Затем бак будет заполнен на орбите вокруг Земли с использованием четырех грузовых версий Starship.

Возможная схема Артемиды 3.

Эти две версии будут немного отличаться друг от друга. Бак должен быть более высоким и без крыльев для управления входом в атмосферу, что компенсирует увеличение веса. SpaceX может оставить бак на орбите на длительное время, используя его для других миссий. Дозаправка на орбите — один из ключевых моментов проекта. Как только бак будет заполнен, наступит очередь starship достичь космоса. Он состыкуется с баком и после дозаправки отправится к Луне.

Здесь он встретится с капсулой «Орион» и ее экипажем из четырех астронавтов. Два астронавта поднимутся на борт Starship, который отстыкуется от корабля Orion и затем совершит посадку на Луну в районе Южного полюса. Оказавшись на земле, астронавты должны будут спуститься на поверхность, а для этого им придется воспользоваться грузовым лифтом.

Это крайне важно, поскольку высота основного корпуса корабля, образованного баками, составляет около 30 метров. Поэтому астронавтам придется спускаться с большей высоты, чем сейчас, и при этом нести на поверхность различные приборы. Простая лестница, такая как LEM в миссиях "Аполлон", не может быть использована. Поэтому астронавты приступили к испытаниям и изучению механизмов и размеров этого лифта. Используя виртуальную реальность, астронавты начали делать первые оценки того, каким должно быть жилое пространство лунного корабля.