Планетология

На Венере обнаружены следы тектонических движений

Венера, возможно, все еще геологически активна. В недавнем исследовании, подкрепленном наблюдениями, сделанными миссией "Магеллан", ученые определили несколько участков земной коры, которые были заметно деформированы в недавнем прошлом. Эта работа может позволить нам больше узнать о ранней Венеры.

Венера давно отошла на второй план после Марса, но сейчас она снова выходит на первый план. Несколько недель назад НАСА объявило о выборе миссий DAVINCI+ и VERITAS - финалистов программы Discovery - для запуска в конце десятилетия. Совсем недавно Европейское космическое агентство (ЕКА) также подтвердило развитие своей миссии EnVision за тот же период.

Эти три проекта будут направлены на решение настоящей планетарной загадки. Земля и Венера одинакового размера, расположены относительно близко и сделаны из одного и того же звездного материала. Однако эти два мира пошли двумя разными путями. С одной стороны, Земля - это оазис, с другой - Венера - ад, наполненный кислотой. Возникает вопрос: почему?

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, может дать некоторые ответы.

Мы знаем, что облик нашей планеты с момента ее образования развивался со скоростью движения тектонических плит, своего рода гигантских геологических головоломок. Венера не имеет тектоники плит. Однако, возможно, она разработала довольно странный вариант этого процесса.

В частности, группа исследователей обнаружила, что венерианская поверхность, по крайней мере, частично состоит из кусков планетарной коры, которые могут сталкиваться друг с другом даже сегодня, подобно тому, как огромные куски льдин могут сталкиваться в бурном море.

Этот тип активности, который не является настоящей тектоникой плит, затрагивает около 60 участков земной коры, называемых campi - "поля" на латыни - и имеющих размеры от Ирландии до Аляски.

"Мы выявили ранее не признанную модель тектонической деформации на Венере, которая, как и на Земле, обусловлена внутренним движением", — говорит Пол Бирн, планетарный ученый из Университета штата Северная Каролина. "Хотя это отличается от тектоники, которую мы сейчас наблюдаем на Земле, это все же свидетельство внутреннего движения, выраженного на поверхности планеты".

Радарный снимок равнины Лавинии, одной из низменных областей Венеры, шириной 1100 км. Цвета показывают, где земная кора (литосфера) разделяется на структуры. Фиолетовые области - это блоки, а их деления окрашены в желтый цвет.

Это новое открытие важно тем, что внутреннее тепло, стоящее за этой венерианской геологической активностью, похоже на то, которое развивалось на Земле около 2,5-4 миллиардов лет назад, отмечает New Scientist. Если это действительно так, то эта "современная" Венера может позволить нам узнать больше о первобытной версии планеты.

Выводы основаны на повторном анализе радиолокационных изображений поверхности Венеры, полученных миссией НАСА "Магеллан", которая завершила свою работу в 2004 году. В то время зонд развернул радар для сканирования атмосферы планеты и составления карты ее поверхности. На этих изображениях исследователи определили знаменитые "campi", о которых говорилось выше.

Затем команда интегрировала эти наблюдения и измерения гравитационного поля Венеры в компьютерную модель, чтобы создать геологические сценарии, которые могли бы привести к наблюдаемым результатам. Эта работа позволяет предположить, что движение жидкой мантии планеты действительно вызывает деформацию поверхности Венеры.

Продолжается ли этот процесс сегодня, пока неизвестно. Это вопрос (но не единственный), на который должны будут ответить разрабатываемые будущие миссии. Если это так, то Венера все еще геологически активна.

Объяснение этого странного "тектонического темпа" также может быть полезным в контексте исследований экзопланет. В нашей галактике существуют миллиарды миров, похожих на наш или Венеру, эволюция которых может определяться наличием или отсутствием тектоники плит.