АстрономияНовости

На Уране впервые наблюдается полярный циклон

Микроволновые изображения Урана (длины волн K, Ka и Q, слева направо), на которых выделяется первый обнаруженный на планете полярный циклон, видимый как более яркое пятно справа на каждом изображении.

С помощью антенн Very Large Array (VLA) в Нью-Мексико удалось получить беспрецедентные виды планеты Уран в микроволновом диапазоне волн. Благодаря этим изображениям, собранным в 2015, 2021 и 2022 годах, ученые NASA впервые обнаружили на ледяном гиганте полярный циклон.

Изучая радиоволны, излучаемые Ураном, они обнаружили свидетельства существования циклона, расположенного на северном полюсе планеты. Это открытие подтверждает особенность, которая, по-видимому, присуща всем планетам с очень плотными атмосферами в нашей Солнечной системе: будь то газообразные или каменистые, их атмосферы имеют признаки турбулентного вихря на полюсах.

История динамичной планеты

Фотографии и инфракрасные измерения, сделанные зондом NASA "Вояджер-2", уже позволили предположить наличие вихря на южном полюсе Урана. Здесь вершины метановых облаков свидетельствовали о быстром и массивном смещении ветров в центре полюса.

Снимок Урана, сделанный зондом NASA "Вояджер-2" в 1986 году.

Теперь данные, полученные с помощью VLA, показывают, что под слоем тяжелых облаков циркулирующий воздух теплее и суше на северном полюсе, что является признаками сильного циклона.

"Эти наблюдения говорят нам гораздо больше об истории Урана. Это гораздо более динамичный мир, чем можно подумать", — сказал Алекс Акинс из JPL, ведущий автор исследования. "Это не просто шар голубого газа...".

В эти дни, кстати, Уран демонстрирует нам свое положение на орбите. Он долго совершает свой путь вокруг Солнца, полный круг занимает целых 84 года, и в последние десятилетия полюса не были направлены в сторону Земли. Однако примерно с 2015 года они стали направлены, и ученые получили возможность глубже заглянуть в полярную атмосферу.

Как образуется и развивается такой циклон?

Обнаруженный на Уране циклон - компактная форма с теплым, сухим воздухом в центре - очень похож на те, которые были обнаружены миссией "Кассини" на Сатурне. На самом деле, циклоны были обнаружены на полюсах всех планет Солнечной системы, кроме Меркурия (который не имеет существенной атмосферы):

• Циклоны, которые вращаются в том же направлении, в котором вращается их планета.
  • Антициклоны, которые вращаются в противоположном направлении.

Однако, в отличие от ураганов на Земле, циклоны на Уране и Сатурне не образуются на воде. На самом деле, ни на одной из планет нет жидкой воды. Более того, они не дрейфуют, а застревают на полюсах.

Будет интересно понаблюдать за Ураном в течение следующих нескольких лет, следя за его полюсами, чтобы увидеть, как будет развиваться этот циклон. Возможно, в атмосфере планеты существуют перекрывающиеся циклоны, которые еще не были замечены.