Астрофизика

На расстоянии 2000 световых лет от Земли звезда уходит в самоволку

Недавно исследователи пролили свет на странную звезду, движущуюся со скоростью более 3 миллионов км/ч по траектории, ведущей ее за пределы нашей Галактики. Как можно объяснить такое поведение?

На расстоянии около 2 000 световых лет от Земли развивается особая звезда. LP 40-365, как его называют, относится к уникальной породе быстродвижущихся объектов. "Эта звезда движется со скоростью почти три миллиона километров в час", — говорит Джей Джей Гермес из Колледжа искусств и наук Бостонского университета. Поэтому однажды она покинет Галактику. Почему такой поспешный отъезд? Подробности этой работы опубликованы в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Сверхновая звезда - это, по сути, звезда, которая умирает. Этот тип космических событий может быть вызван двумя основными механизмами. Первая возникает в результате взрыва массивной звезды, а вторая - в результате термоядерного взрыва звезды-белого карлика, инициированного захватом материи, вылившейся из близлежащего компаньона. Таким образом, в последнем процессе участвуют два объекта, вложенные в двойную систему. LP 40-365 когда-то был частью одной из таких систем.

Смертельное танго

Опираясь на данные телескопа Хаббл и охотника за экзопланетами TESS, профессор Гермес и его команда также обнаружили, что звезда вращается каждые девять часов, поскольку она устремляется к внешним слоям Галактики. Ее вращение явно было вызвано взрывом.

Определение скорости вращения звезды (относительно медленной) может дать подсказку о системе, из которой она произошла.

Как упоминалось выше, один из типов сверхновых включает взрыв белой карликовой звезды, которая поглотила слишком много материала от звезды-компаньона. Поскольку две звезды здесь вращались очень быстро и близко друг к другу, взрыв первой звезды, "подпитываемой" второй, оторвал бы кусок последней - LP 40−365 - и вытолкнул ее из Галактики.

Наконец, отметим, что, хотя LP 40-365 действительно движется в Галактике очень быстро, другие объекты делают это ещё быстрее. Несколько месяцев назад астрономы заметили звезду, движущуюся со скоростью более шести миллионов км/ч. Причина: близкая встреча со сверхмассивной черной дырой в нашей Галактике.