АстрономияНовости

На Проксиме Центавра обнаружена новая экзопланета

Художественное представление Проксимы Центавра d, третьей планеты в планетной системе, ближайшей к Солнцу. Предоставлено: ESO

Группа астрономов обнаружила новую планету, вращающуюся вокруг Проксимы Центавра. Это третья планета, обнаруженная в планетарной системе, сформировавшейся вокруг звезды, и одна из самых легких экзопланет из когда-либо наблюдавшихся.

Недавно открытая планета называется Проксима Центавра d. Ее звезда, красный карлик, находящийся всего в 4,2 световых годах от Солнца и известный как Проксима Центавра, уже является домом для двух других экзопланет. Однако эта планета является самой близкой и самой легкой в планетарной системе. Она проходит орбиту всего за 5 дней на расстоянии 4 миллионов километров от звезды, что составляет десятую часть расстояния между Меркурием и Солнцем. Ее масса составляет четверть массы Земли, что делает ее одной из самых легких экзопланет из когда-либо обнаруженных.

Проксима Центавра d была обнаружена благодаря высокой точности спектрографа ESPRESSO, расположенного в VLT (Очень большой телескоп) в Чили. Этот прибор использует метод радиальной скорости для идентификации новых планет. Таким образом, он наблюдает за изменениями в спектре звезды, которая гравитационно возмущена присутствием экзопланеты. Это возмущение становится менее значительным по мере уменьшения массы мира, вращающегося вокруг звезды. Возмущение Проксимы Центавра из-за недавно открытой планеты чрезвычайно мало: звезда движется вперед и назад со скоростью 40 см в секунду, или 1,44 километра в час. Поэтому, хотя сигнал от этого колебания был небольшим, он не был пропущен ESPRESSO и командой астрономов, ответственных за открытие.

Проксима Центавра и ее планеты

Проксима Центавра — самая близкая к Солнцу звезда. Наличие не одной, а трех экзопланет делает ее чрезвычайно интересной целью для будущих космических миссий. Названные в честь звезды, за которой следуют буквы b, c, d, в порядке открытия, эти планеты имеют различные характеристики.

Первая была анонсирована в 2016 году. Ее открытие было сделано благодаря спектрографу HARPS, расположенному в телескопе диаметром 3,6 м обсерватории Ла-Силла. Анализируя полученный спектр звезды, удалось определить ее колебания, обусловленные наличием планеты Проксима Центавра b. Эта планета по размеру похожа на Землю и находится в пригодной для жизни области звезды, то есть на расстоянии, которое позволяет сохранить воду в жидком состоянии. Она завершает орбиту вокруг Проксимы Центавра за 11 дней. Благодаря своим характеристикам она классифицируется как одна из наиболее похожих на Землю экзопланет.

Изображение Альфа Центавра AB, а ниже Альфа Центавра — ближайший к Земле красный карлик. Голубой свет вокруг Альфа Центавра AB обусловлен фотографическим процессом. Звезда кажется такой же желтой, как наше Солнце. Фото: igitized Sky Survey 2

Хотя эта планета была подтверждена в 2020 году, Проксима Центавра c все еще является кандидатом в экзопланеты. Она была обнаружена аппаратом HARPS, который идентифицировал сигнал от объекта, примерно в семь раз превышающего размеры Земли и имеющего 5-летнюю орбиту. В ходе исследований, проведенных для подтверждения экзопланетной природы Проксимы Центавра b, впервые был замечен слабый сигнал, связанный с присутствием экзопланеты с периодом 5 дней. Она была названа Проксима Центавра d.

Новый взгляд на Вселенную

Идентификация Проксимы Центавра d представляет собой важную веху для научного сообщества. Таким образом, точность ESPRESSO продемонстрировала потенциал этого инструмента и метода лучевых скоростей в идентификации легких миров вблизи своих звезд. Проксима Центавра d открыла дверь для поиска этого типа экзопланет, которые, как считается, являются самыми многочисленными во Вселенной. В сотрудничестве с европейским Чрезвычайно большим телескопом, строящимся на площадке в Атамаке, он продолжит расширять каталог экзопланет и наше понимание их формирования и эволюции.