Астрономия

На Нептуне обнаружили пару ураганов странного поведения

Таинственный темный вихрь на Нептуне уже давно заинтриговал команду исследователей, использующих телескоп Хаббл НАСА. Эта темная область, вызванная штормом, кажется, больше, чем весь Атлантический океан, и была замечена в северном полушарии Нептуна уже в 2018 году. Затем шторм начал двигаться на юг, и исследователи предположили, что, как только он достигнет экватора, он, скорее всего, исчезнет.

Однако в августе этого года он внезапно изменил направление и снова повернул на север - непредсказуемого поведения, никогда не наблюдавшегося во время шторма на Нептуне. Фактически, за последние тридцать лет Хаббл обнаружил несколько похожих темных пятен на этой планете, но ни одно из них никогда не характеризовалось таким эксцентричным поведением.

В дополнение к этому большему пятну в январе этого года Хаббл заметил еще одно меньшее, но этот гораздо меньший шторм почти сразу исчез. Вероятно, это был «кусок» вихря, который по какой-то неизвестной атмосферной причине откололся от основного тела и взял его направление, даже если те же исследователи еще не могут доказать, что два вихря были ранее связаны.

Эти две особенности, внезапное изменение направления основной бури и маленький кусок шторма, который отделился, став автономным, безусловно, являются исключительными наблюдениями, как объяснил Майкл Х. Вонг из Калифорнийского университета в Беркли, потому что их никогда раньше не наблюдали ни на одной планете и никогда не наблюдались даже в компьютерных моделях.

Самое большое пятно представляет собой четвертое темное пятно, обнаруженное космическим телескопом Хаббла с момента его запуска в 1993 году. Ранее космический корабль "Вояджер-2" идентифицировал еще два в 1989 году, когда он проходил близко к планете.

По словам исследователей, это вихри высокого давления, которые образуются более или менее в средних широтах и ​​обычно мигрируют к экватору. Их стабильность обусловлена ​​силами Кориолиса, которые позволяют самому вихрю вращаться по часовой стрелке, частично используя вращение самой планеты. Следовательно, они представляют собой вихри, отличные от земных ураганов, которые вращаются против часовой стрелки как системы низкого давления.

Когда нептуновый вихрь движется к экватору, он теряет свою силу, и эффект Кориолиса имеет тенденцию прекращаться. И тогда наступает шторм. Очевидно, этот шторм, однако, избежал этого конца, снова направившись на север. Возможно, это изменение направления связано именно с отделением "фрагмента", создавшего меньшую вихревую воронку, тем не менее, будут проведены новые исследования.