НовостиПланетология

На Марсе обнаружено восемь новых кратеров

В течение четырех лет, с 2018 по 2022 год, на Марсе работал американский роботизированный аппарат, предназначенный для анализа сейсмической активности на Красной планете и создания точных 3D-моделей ее внутреннего строения. Речь идет о миссии НАСА InSight, завершившейся в декабре 2022 года, данные которой продолжают анализироваться и по-прежнему позволяют делать интересные открытия.

Последнее из них было сделано командой под руководством исследователя Ингрид Даубар из Университета Брауна. Команда использовала данные высокочувствительного сейсмометра на борту InSight в сравнении с изображениями, полученными с орбиты, чтобы проанализировать восемь кратеров от ударов метеороидов, которые никогда не были видны с орбиты.

Таким образом, он обнаружил, что столкновения с Марсом происходят с гораздо большей частотой, чем предполагалось ранее. Частота столкновений может быть в два-десять раз выше, чем предполагали ученые, в зависимости от размера метеороидов. "Поэтому возможно, что Марс более геологически активен, чем мы думали, что имеет отношение к возрасту и эволюции поверхности планеты", — сказал Даубар.

Марс подвержен многократным столкновениям

Столкновения каменистых тел происходят постоянно во всей Солнечной системе. Нам интересно изучить, как это происходит на Марсе, чтобы сравнить его с Землей и лучше понять динамику этих столкновений. А также потому, что они могут представлять опасность для будущих космических экспедиций, особенно пилотируемых.

Чтобы определить, когда и где произошли последние столкновения с метеороидами на Марсе, Даубар и команда исследователей проанализировали сейсмические сигналы InSight. Затем они сравнили эти данные с изображениями, сделанными орбитальным аппаратом НАСА Mars Reconnaissance Orbiter, находящимся на орбите планеты Марс.

Таким образом, изучив снимки до и после, они смогли визуально подтвердить наличие восьми новых кратеров. Шесть из них оказались прямо рядом с местом, где находился (и до сих пор находится) InSight (который, как мы помним, является стационарным посадочным аппаратом, а не марсоходом).

Изображения HiRISE с орбитального аппарата НАСА Mars Reconnaissance Orbiter, на которых видны восемь новых ударных кратеров, обнаруженных учеными.

Два крупнейших удара на данный момент

Два других, более отдаленных удара, судя по всему, стали двумя крупнейшими из когда-либо обнаруженных на Марсе, даже после десятилетий наблюдений с орбиты. Как пишут исследователи, это самые крупные из известных природных кратеров, которые нам удалось обнаружить на любом теле Солнечной системы в эпоху освоения космоса. Каждый из них оставил кратер размером с футбольное поле.

Самым большим сюрпризом является то, что они произошли с разницей всего в 97 дней. Согласно текущим оценкам частоты столкновений на Красной планете, подобные столкновения должны происходить не чаще одного раза в двадцать лет. Этот факт подчеркивает более высокую частоту геологических событий такого рода, чем предполагалось ранее.

Существует незначительная вероятность того, что два крупных столкновения произошли так близко друг к другу потому, что они были связаны между собой. Например, астероид раздробился, и два его осколка образовали эти кратеры. Однако исследователи объясняют, что расстояние в пересчете на время достаточно велико, чтобы исключить такое решение, поскольку за 97 дней Марс прошел примерно одну восьмую своей орбиты.

Открытый вопрос

Исследование Даубара и его команды напрямую связано с другим, проведенным под руководством Жеральдин Зенхойзерн из Института геофизики ETH Zurich. В этом исследовании используется еще больше данных, чем в InSight, и рассматриваются все высокочастотные сейсмические события, зафиксированные зондом.

Предполагается, что все эти события были вызваны ударами, и выясняется, что полученный расчетный показатель совпадает с тем, который группа исследователей Даубара рассчитала самостоятельно, что еще больше подкрепляет результаты. Даубар заявил:

Вполне возможно, что многие события, обнаруженные InSight во время его миссии, действительно были ударами. Следующие шаги — это более детальный поиск орбиты, чтобы попытаться подтвердить это с помощью методов машинного обучения. Если нам удастся подтвердить еще большее количество ударов, то, возможно, мы сможем найти и другие сейсмические сигналы, вызванные ими.

Тогда существующие модели марсианского кратерообразования придется пересмотреть, чтобы учесть более высокую частоту ударов, особенно от небольших метеороидов. Результаты также могут повлечь за собой изменения в текущих знаниях о марсианской поверхности.

С исследованием под руководством Даубара, опубликованным в журнале Science Advances, можно ознакомиться здесь. С исследованием Зенхаузерна, опубликованным в журнале Nature Astronomy, можно ознакомиться здесь.