КосмонавтикаНовости

На Марсе обнаружен гигантский ударный кратер похожий на пень

Зонд ExoMars Trace Gas Orbiter (TGO) недавно сделал необычный снимок поверхности Красной планеты, показав кратер, который легко можно принять за гигантский пень, и его характерные концентрические кольца. Как можно объяснить такую структуру?

ExoMars Trace Gas Orbiter (TGO) - марсианский зонд, разработанный совместно Европейским космическим агентством и российским космическим агентством Роскосмос. Выведенный на орбиту в 2016 году, его основная миссия заключается в изучении атмосферы Марса. Космический аппарат занимается изучением содержания в атмосфере газов и изотопов. Его целью также является определение пространственных и временных вариаций в распределении метана и обнаружение его потенциальных источников.

Отметим, что зонд также будет предоставлять услуги по ретрансляции данных для миссии ExoMars 2022, которая планирует отправить ровер "Розалинд Франклин" и его платформу "Казачок" на Красную планету для поиска признаков жизни. После того как первоначальный запуск был пропущен частично из-за пандемии, миссия должна стартовать в сентябре этого года.

При этом с марсианского неба зонд TGO также делает снимки поверхностных образований с помощью своей камеры CaSSIS (Color and Stereo Surface Imaging System). Иногда она преподносит несколько сюрпризов, как показывает эта новая фотография.

На фотографии, недавно распространенной ЕКА 13 июня 2021 года, видна странная особенность поверхности, напоминающая гигантский пень и его концентрические кольца. Структура расположена на северных равнинах Acidalia Planitia.

Кстати, Acidalia Planitia также является местом посадки миссии, описанной в научно-фантастическом романе и фильме "Марсианин".

В отличие от колец деревьев, нарисованные здесь "кольца" не указывают на возраст этого кратера. Напротив, подобно тому, как кольца деревьев дают представление о прошлом климате Земли, эти узоры, хотя и сформированные совершенно разными способами, также раскрывают детали истории Красной планеты.

Согласно релизу ЕКА, этот кратер богат водяным льдом. Эти структуры могли отложиться несколько миллионов лет назад из-за того, что наклон планеты (или ось вращения) менялся с течением времени. Видимые здесь трещины являются результатом сезонных и температурных изменений, заставляющих материал в кратере расширяться и сжиматься под воздействием тепла и холода.