БиологияНовости

На Мадагаскаре обнаружили самую маленькую в мире рептилию

Группа исследователей описывает новый вид хамелеона, родом из Мадагаскара, представленный двумя образцами, в том числе самец, который считается самой маленькой рептилией мужского пола в мире.

Поздоровайтесь с Brookesia nana, небольшим видом хамелеонов, родом из тропических лесов Северного Мадагаскара. Группа исследователей из Баварской государственной зоологической коллекции в Мюнхене (Германия) только что описала в журнале два экземпляра (один самец и одну самку) Scientific Reports.

Исследователи были особенно удивлены измерениями самца. Имея размер всего 13,5 мм, это самая маленькая из когда-либо описанных взрослых рептилий.

Самка немного крупнее, ее составляет длина 19,2 мм. Обратите внимание, что этот экземпляр немного больше карибского геккона Sphaerodactylus ariasae, который в настоящее время носит титул самой маленькой рептилии женского пола в мире.

"Поскольку общий план тела рептилий очень похож на строение тела млекопитающих и людей, интересно наблюдать, насколько миниатюрными могут быть эти организмы и их органы", - отмечает Фрэнк Гло, герпетолог и ведущий автор исследования.

Половые органы хамелеона.

"Огромные" гениталии

Но не все органы Brookesia nana стали такими миниатюрными. Исследователи заметили, что у обнаруженного самца были удивительно большие половые органы - гемипенис, который он использовал для спаривания. Без ножен они достигают 2,5 миллиметра, или 18,5% от общего размера животного.

Сравнивая этот вид с 51 другим малагасийским хамелеоном, команда обнаружила, что он занимает пятое место среди крупнейших гемипенисов. Рекорд принадлежит другому виду под названием Brookesia tuberculata, чьи копулятивные органы достигают одной трети длины самцов.

Удивительно, но, по мнению исследователей, это обычная черта рептилий. Длина гениталий у родственных хамелеонов колеблется от 6,3% до 32,9% от общей длины тела самца, в среднем 13,1% из 52 зарегистрированных видов.

Естественно, пока еще сложно принять решение о сохранении этого вида хамелеонов на основе только двух экземпляров. Поэтому ученые планируют продолжать исследования в этих же лесах. Однако последние являются ареной многих видов деятельности человека, таких как вырубка лесов и сельское хозяйство, эти маленькие рептилии, вероятно, также находятся в опасности.