АстрономияНовости

На этой обреченной планете год длится всего шестнадцать часов

Группа астрономов объявила об открытии планеты с самой короткой из известных орбит. Этот газовый гигант совершает один оборот вокруг своей звезды всего за шестнадцать часов. И он становится все быстрее, настолько, что скоро может быть поглощен.

"Горячие Юпитеры" - это газовые планеты с массой, равной или превышающей массу Юпитера, с температурой свыше 1 000 Кельвинов (чуть более 700°C). Эти миры, не имеющие аналогов в Солнечной системе, обычно развиваются очень близко к своей звезде.

На сегодняшний день астрономы выявили около 100 таких планет в Млечном Пути. Из этой выборки лишь немногие имеют орбитальные периоды менее суток. Такой тип мира, который действительно "заигрывает" с поверхностью своей звезды, встречается очень редко, отсюда и интерес к этому новому открытию.

Группа астрономов под руководством Ави Шпорера из Массачусетского технологического института (MIT) объявила о том, что им удалось обнаружить мир, который совершает оборот вокруг своей звезды всего за 16 часов. Вы найдете его в 855 световых годах от Земли в созвездии Геркулеса.

Исследователи определили наличие этой планеты, получившей обозначение TOI-2109b, в данных спутника НАСА Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS), который находится на орбите Земли с апреля 2018 года.

Эта обсерватория откалибрована для обнаружения присутствия внесолнечных миров, вращающихся вокруг своих звезд на очень близких орбитах. Обратите внимание, что TESS не видит эти планеты напрямую, а следит за небольшими провалами в яркости, которые выдают их повторяющиеся проходы перед своей звездой (транзитный метод).

В случае TOI-2109b эти провалы происходили каждые 16 часов. Согласно релизу, это быстрее, чем у любого другого газового гиганта, обнаруженного на сегодняшний день. Впоследствии другие телескопы подтвердили наличие этого мира.

Художественный вид горячей экзопланеты типа Юпитера, вращающейся вокруг своей звезды.

С тех пор последующие анализы выявили несколько особенностей. Во-первых, эта планета вращается по орбите на расстоянии всего 2,4 миллиона километров от своей звезды. Для сравнения, Меркурий находится примерно в 24 раза дальше от Солнца. Согласно анализу, TOI-2109b также в пять раз массивнее и примерно на 30% больше Юпитера. Ее звезда примерно в два раза больше и массивнее Солнца. Наконец, TOI-2109b также является второй самой горячей из известных экзопланет: дневная температура на ней достигает почти 3 300 градусов Цельсия.

Возможно, самой интригующей особенностью TOI-2109b для астрономов является изменение ее орбиты. Похоже, что планета движется ближе к своей звезде, а ее орбита ускоряется со скоростью от 10 до 750 миллисекунд в год. Это беспрецедентно. Мы не увидим ее исчезновения при нашей жизни, но, по оценкам астрономов, она может быть поглощена своей звездой в течение десяти миллионов лет.