Общие знания

Можно ли воссоздать динозавров, как в "Парке Юрского периода"?

Чтобы клонировать динозавра, нам понадобятся остатки его уникальной генетической информации - его ДНК. Однако ученые сильно сомневаются, что достаточное количество ДНК динозавров могло сохраниться до наших дней. Поскольку их ДНК утеряна со временем, возродить этих громадных древних зверей практически невозможно.

Благодаря огромным усилиям режиссера Стивена Спилберга, мы стали свидетелями того, как фантастический ряд палеолитических существ возвращается к жизни - по крайней мере, на большом экране!

Ученые в фильме использовали ДНК, чтобы воскресить целый зверинец динозавров разных видов и размеров. Они добились этого, извлекая ДНК динозавра из комара, который был пойман и сохранен в куске янтаря.

Хотя предпосылка звучит весьма захватывающе, возникает вопрос: может ли это быть правдой? Возможно ли воссоздать динозавров по их ДНК и построить настоящий Парк Юрского периода?

Давайте узнаем!

Можно ли создать жизнь из ДНК?

В клетке взрослого животного есть вся ДНК, необходимая для создания других клеток, а значит, и другого животного. Ученые часто используют технику, называемую клонированием, для создания в лаборатории копий клеток, генов, тканей и даже целых живых существ. Этот процесс предполагает создание нескольких идентичных копий или клонов определенного фрагмента ДНК (даже если это очень маленький фрагмент ДНК).

Знаете ли вы об овечке Долли? Она была первым млекопитающим, клонированным с помощью этого процесса. С тех пор были клонированы многие животные, включая лягушек, свиней, лошадей, мышей, овец и коров.

Однако динозавр - это давно исчезнувший зверь, что значительно отличается от клонирования овечки Долли. Возвращение вымершего вида из небытия может стать большой проблемой - в буквальном смысле слова.

Была ли найдена ДНК динозавра?

Нет, мы еще не нашли ДНК динозавра, которая была бы необходима для создания успешного клона динозавра.

Чтобы клонировать динозавра, нужно не только найти ДНК, но и найти полный набор или достаточное количество фрагментов ДНК динозавра. Это связано с тем, что нам необходимо собрать мельчайшие фрагменты, чтобы воссоздать весь пазл - геном. Каждый геном состоит из миллионов нитей ДНК. Если мы сможем определить порядок или последовательность оснований в ДНК, мы сможем собрать их воедино.

Не имея возможности полностью составить последовательность генома, мы не можем получить полную картину того, как воссоздать динозавра. Но подождите... Мы нашли яйца и кости динозавров. Разве мы не можем извлечь из них ДНК?

Вряд ли. Исследования показывают, что молекулы ДНК разрушаются и распадаются со временем. Последний динозавр вымер более 65 миллионов лет назад, поэтому ДНК сегодня недоступна.

Твердые части тела, такие как кости и зубы, остаются даже через миллионы лет, но ДНК, фундаментальный материал, необходимый для возникновения живого существа, очень хрупок.

Даже если часть ДНК сохранилась, в ней может быть недостаточно информации, чтобы рассказать нам полную историю биологии динозавров.

Палеонтологи согласны с тем, что предпосылки сериала "Мир Юрского периода" основаны на неточном представлении о том, как долго и каким образом ДНК может сохраняться в природе. Поэтому сомнительно, что ДНК динозавра можно клонировать, извлекая доисторическую кровь из комара, найденного в янтаре.

Таким образом, идея секвенирования и манипулирования ДНК динозавров остается фантастикой... по крайней мере, пока.

Некоторые ученые, правда, утверждают, что обнаружили полностью секвенированную ДНК динозавров в окаменелостях, но доказательства этого пока остаются сомнительными. Тем не менее исследователи и ученые продолжают искать ее по всему миру.

Даже если мы найдем ДНК динозавра, сможем ли мы клонировать динозавра?

Итак, вопрос остается открытым... Даже если нам удастся извлечь полную нить ДНК из хорошо сохранившихся окаменелостей, или если нам удастся генетически модифицировать эту ДНК, означает ли это, что мы сможем воскресить динозавров?

Очень маловероятно. Сложностей слишком много и они слишком велики.

Во-первых, нам придется внедрить ДНК динозавра в современное животное, которое является близким родственником динозавров, с довольно похожим геномом (например, в птицу или рептилию), чтобы отредактировать ее в яйце. Найти близкого родственника вида, исчезнувшего на миллионы лет, не совсем просто.

Эта задача кажется непосильной, учитывая, что у нас есть полностью секвенированный геном шерстистого мамонта. Кроме того, мы идентифицировали одного из его близких родственников - азиатского слона. Но даже несмотря на это, нам до сих пор не удалось воскресить его из мертвых.

Даже если эта попытка когда-нибудь увенчается успехом, все равно эта комбинация не будет настоящим динозавром. Например, кто имеет самую близкую ДНК к динозаврам? Считается, что птицы являются прямыми потомками динозавров. Таким образом, при попытке вывести динозавра из куриного яйца, вопреки всему, нам удалось бы создать лишь гибрид.

Несмотря на наличие лучших технологий и достижений в области генной инженерии и клонирования, в настоящее время ученые не могут клонировать настоящих динозавров. В первую очередь потому, что их ДНК настолько стара, что ее невозможно эффективно восстановить. Даже если мы найдем одного из них, к счастью, мы еще очень далеки от того, чтобы использовать древнюю ДНК для возвращения к жизни давно вымерших видов.