БиологияНовости

Можно ли решить загадку происхождения жизни с помощью изучения цепей переноса электронов?

Столкнувшись с огромным и весомым вопросом о происхождении жизни, исследователи недавно решили изучить электронно-транспортные цепи - важнейшие механизмы в биологии. Объединив традиционно разные подходы, авторы исследования предположили, что эти цепи могут быть ключом к первой искре жизни. Если эта гипотеза подтвердится, то она может не только пролить свет на зарождение жизни на Земле, но и повлиять на поиск внеземной жизни.

Происхождение жизни на Земле остается одним из самых загадочных вопросов современной науки. Фундаментальные характеристики биологии, такие как клеточный состав организмов и передача генетической информации с помощью ДНК, возникли в результате определенных процессов в начале эволюционной истории. Несмотря на десятилетия глубоких исследований, ученым так и не удалось расшифровать точные механизмы, которые привели к возникновению первой искры жизни.

Однако новое исследование позволяет предположить, что ответ может лежать в фундаментальном элементе биологии - электронно-транспортных цепях. Это открытие может не только пролить свет на первые моменты зарождения жизни на нашей планете, но и направить поиски признаков жизни за пределами Земли. Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.

Два подхода, общая цель

В попытках понять происхождение жизни в течение многих лет разрабатывались два основных подхода. Первый, известный как "снизу вверх", основан на идее воссоздания начальных условий на Земле, чтобы понять, как могла возникнуть жизнь. В лабораторных экспериментах, например, проведенных Стэнли Миллером в 1953 году, была предпринята попытка смоделировать эти условия, что привело к образованию аминокислот - строительных блоков жизни.

Второй подход, известный как "нисходящий", имеет противоположную направленность. Вместо того чтобы исходить из начальных условий, он фокусируется на жизни, существующей сегодня. Исследователи анализируют современные организмы, особенно простейшие и древнейшие, пытаясь проследить нить эволюции и вывести этапы, приведшие к их появлению.

Эволюция жизни от ее истоков. Она начинается с протобиологической геохимии, где в результате абиотических химических реакций образовались сложные органические соединения. Затем следует стадия простейших протоклеток с зачаточной генетической системой (мир РНК), окруженных самообразующимися мембранами. Последняя стадия напоминает раннеклеточную жизнь, похожую на последнего универсального общего предка (DACU, или LUCA). Если последняя стадия может быть изучена методами "сверху вниз", то первые стадии требуют подходов "снизу вверх".

Однако, несмотря на прогресс, достигнутый в рамках этих двух подходов, загадка точного происхождения жизни остается неразрешенной. В каждом из них есть свои ограничения: метод "снизу вверх" может предложить лишь гипотетические сценарии, не давая уверенности в том, что они действительно имели место в прошлом. Метод "сверху вниз", напротив, ограничен сохранением следов древней жизни и генетическими мутациями, которые могли стереть некоторые важные подсказки.

Мост между методами

В то время как два предыдущих метода всегда рассматривались как отдельные направления исследований, исследование, проведенное под руководством Аарона Голдмана из Оберлинского колледжа и Лауры Бардж из Лаборатории реактивного движения НАСА, предлагает инновационный подход. Он объединяет эти два подхода, фокусируясь на электронно-транспортных цепях - важнейших механизмах производства энергии в клетках.

Комбинируя подходы "снизу вверх" и "сверху вниз", исследователи надеются воссоздать условия, в которых могли возникнуть и развиваться эти электронно-транспортные цепи. С одной стороны, моделируя условия первобытной Земли ("снизу вверх"), они могут изучить, как из простых молекул могли сформироваться первые электронно-транспортные механизмы. С другой стороны, изучая современные организмы ("сверху вниз"), можно определить, как эти механизмы эволюционировали и адаптировались с течением времени.

Электронно-транспортные цепи: универсальный ключ

Такое объединение методов открывает уникальную перспективу. Оно позволяет исследовать древний энергетический метаболизм с разных сторон, что дает более целостную картину. Эта перспектива позволяет предположить, что фундаментальные механизмы производства энергии, которые сегодня являются общими для всех живых организмов, могли лежать и в основе возникновения самой жизни.

Электронно-транспортные цепи - это белковые комплексы, присутствующие в клеточных мембранах всех живых организмов. Их основная роль заключается в переносе электронов от одной молекулы к другой, в результате чего образуется АТФ - основной источник химической энергии для клеток. Именно благодаря этой энергии клетки могут выполнять все свои функции - от деления до синтеза белка.

Ранняя эволюция жизни прослеживается по тому, как сохранялась и использовалась энергия. Движение электронов показано синими стрелками. Последний универсальный общий предок, DACU, идентифицируется либо прямыми доказательствами, либо исследованиями, которые показывают, что некоторые компоненты произошли от него. Некоторые элементы этой эволюции могли возникнуть в результате древних химических реакций, обозначенных зеленым и фиолетовым цветами. Сходство между различными элементами показано пунктирными линиями. Однако некоторые ключевые белки не проиллюстрированы.

Голдман и Бардж предполагают, что задолго до появления первых клеток могли существовать аналогичные метаболические системы, способствующие получению химической энергии из ресурсов, доступных в примитивной среде Земли.

В статье описываются будущие стратегии исследований, которые синтезируют нисходящие и восходящие исследования ранней истории электронно-транспортных цепей для лучшего понимания древнего энергетического метаболизма и происхождения жизни в целом.

Последствия для внеземных исследований

За пределами Земли понимание происхождения жизни может помочь астробиологам в поисках признаков жизни на других планетах. Понимание происхождения жизни на Земле имеет решающее значение для этих исследований. Если мы сможем определить, как зародилась жизнь на Земле, это может дать подсказку о процессах, которые могут привести к появлению жизни в других местах. Если электронно-транспортные цепи, необходимые для производства энергии в клетках, являются ключевым элементом в возникновении жизни на Земле, то они могут играть аналогичную роль и на других планетах.

Это может расширить или уточнить наши критерии поиска признаков внеземной жизни. Наконец, это понимание может повлиять и на разработку космических миссий. Если у нас будет четкое представление о том, какие признаки жизни следует искать, это позволит выбрать приборы для космических зондов или конкретные регионы планеты или Луны, которые будут изучаться в приоритетном порядке.