Космонавтика

Может ли миссия JUICE обнаружить жизнь на Ганимеде?

После запланированного на четверг 13 апреля старта миссия Jupiter Icy Moons Explorer (JUICE) отправится в восьмилетнее путешествие к Юпитеру и его спутникам. Каковы будут основные цели миссии? Сможет ли она выявить наличие жизни на Юпитере?

Старт миссии запланирован на этот четверг из Французской Гвианы. Запущенная ракетой Ariane 5, она прибудет на место только в 2031 году. После прибытия зонд совершит облет Юпитера и трех его спутников: Европы, Каллисто и Ганимеда. Данные с различных зондов, которые уже пролетали над этими спутниками, позволяют предположить, что на них могут находиться океаны, покрытые ледяным панцирем толщиной в несколько десятков километров.

JUICE будет изучать эти спутники с высоты нескольких сотен километров главным образом для того, чтобы измерить их физические свойства и позволить ученым подтвердить существование этих океанов. Полученные данные также помогут определить их глубину и лучше понять их химический состав. Во время этой миссии основное внимание будет уделено Ганимеду. Однако весьма вероятно, что JUICE не обнаружит жизнь как таковую, если только не произойдет огромного сюрприза.

Почему исследователи настроены пессимистично?

Из этих четырех спутников только один действительно может быть приютом жизни, как мы ее знаем. Это Европа. Как и в случае со спутником Сатурна Энцеладом, ученые обнаружили признаки гейзеров воды, брызжущих вверх на километры в космос через трещины во льду. Эти шлейфы указывают на то, что внутри этих двух спутников должен работать источник тепла, что увеличивает вероятность того, что в их глубинах могут существовать условия, благоприятные для жизни.

Хотя на Ганимеде также есть океан, который потенциально содержит в двадцать пять раз больше воды, чем все земные океаны вместе взятые, этот источник воды зарыт гораздо глубже, чем на Европе. Более того, в отличие от Европы, которая, вероятно, находится в контакте с каменистым ядром спутника, океан Ганимеда, по-видимому, находится между двумя слоями толстого льда. Таким образом, эта вода не контактирует с каменистым ядром, что означает, что она, вероятно, очень бедна питательными веществами. Это необходимое условие для развития жизни в том виде, в котором мы ее знаем.

Размер Ганимеда (5 200 км) в сочетании с его большим расстоянием от Юпитера (1 070 000 км по сравнению с 671 000 км у Европы) также означает, что интенсивность приливных гравитационных сил, которым подвергается этот спутник, намного ниже, чем у Европы. Это предполагает низкую тепловую активность, а значит, опять же, меньшую вероятность существования жизни. Ученые настолько убеждены в том, что на Ганимеде нет жизни, что планируют столкнуть с ним космический аппарат в конце его миссии, чтобы уберечь Европу от возможного заражения с Земли.

Несмотря на это, миссия JUICE остается жизненно важной. Десять научных приборов позволят исследователям получить удивительно много информации о внутреннем океане спутника. Команда миссии исследует его химический состав. Высокочувствительные магнитометры JUICE могут даже показать, сколько соли растворено во внутреннем океане.