АстрофизикаОбщие знания

Может ли Юпитер стать звездой?

Из-за недостаточной массы Юпитер не может стать звездой, хотя он очень похож на Солнце.

Вселенная, несомненно, прекрасна и наполнена объектами, размеры которых выходят за рамки нашего понимания. Несмотря на то, что мы живем на Земле и видели множество ее фотографий, наш разум никак не может понять, насколько огромна наша планета на самом деле.

Но есть объекты, которые экспоненциально больше нашей маленькой планеты, большинство из них - звезды. Звезды бывают разных размеров, но большинство из них намного больше планет.

Наше Солнце более чем в сто раз больше любой планеты в нашей Солнечной системе. Земля рядом с Солнцем выглядит маленькой точкой.

Однако есть один член нашей солнечной семьи, который очень похож на нашего всеми любимого пылающего гиганта - Юпитер.

Художественное изображение Юпитера и его спутников.

Юпитер во многих отношениях очень похож на Солнце, и он намного больше всех своих собратьев-планет. Возникает вопрос: если Юпитер так похож на Солнце, то почему он сам не является звездой? И даже если это не так, может ли он когда-нибудь стать звездой?

Что такое звезда?

Если говорить очень простыми словами, то звезда - это шар горячего газа, который излучает свет. Газ состоит в основном из водорода и гелия, и эти газы удерживаются вместе под действием гравитации.

Свет, тепло и энергия звезды производятся в ее ядре, где атомы водорода сливаются с образованием атомов гелия - процесс, известный как ядерный синтез. Этот процесс выделяет огромное количество энергии, поэтому звезды такие яркие!

Этот процесс энергообразования очень важен для звезды и для вопроса, поставленного в этой статье.

Как рождается звезда?

Считается, что звезды рождаются из материи, находящейся в межзвездных облаках. Эти облака состоят из газов и пыли, и иногда они испытывают на себе действие собственной гравитации.

Межзвездные облака состоят из газов и пыли.

Когда это происходит, материя из облака начинает вращаться очень быстро. По мере того как материя продолжает вращаться, она накапливает все больше и больше газов и других материалов, выделяемых облаком, и образует небольшое ядро с вращающимся диском из материи межзвездного облака вокруг него.

Ядро состоит из газов, и когда масса водорода становится достаточной для ядерного синтеза, внешний диск выбрасывается, а ядро остается и продолжает существовать в виде звезды.

А как насчет планеты?

Планета рождается из материи, которая присутствовала в диске вокруг ядра. Маленькие частицы этой материи цепляются друг за друга, двигаясь вокруг новообразованной звезды; в конце концов, они становятся достаточно большими, чтобы превратиться в планету.

Насколько похожи Солнце и Юпитер?

Юпитер - газообразная планета. У него нет твердой поверхности, как у Земли. Как и Солнце (и большинство звезд), он состоит из газов, таких как водород и гелий.

Юпитер огромен, он почти в 11 раз больше Земли и в 318 раз массивнее. Он не только массивнее нашей планеты, но и массивнее всех планет нашей Солнечной системы вместе взятых (в частности, он примерно в 2,5 раза массивнее всех планет вместе взятых).

Юпитер - газообразная планета, которая по своему составу очень похожа на Солнце.

Звезды имеют низкую плотность. Плотность Солнца составляет 1,41 грамма на кубический сантиметр, в то время как плотность Земли гораздо выше - 5,51 грамма на кубический сантиметр.

Плотность Юпитера гораздо ближе к солнечной - 1,33 грамма на кубический сантиметр.

Даже газообразный состав планеты-гиганта похож на солнечный. Наше Солнце состоит из 71% водорода и 27% гелия, тогда как Юпитер - из 73% водорода и 24% гелия.

Почему Юпитер не является звездой?

Итак, если Юпитер так похож на Солнце, и если он также довольно большой (Юпитер на самом деле больше некоторых звезд во Вселенной. Одна из таких звезд находится всего в 600 световых годах от нас и по размеру примерно равна Сатурну), то что же мешает ему стать звездой?

Помните, когда мы говорили вам, что процесс образования энергии в звезде очень важен? Вот что мешает Юпитеру стать звездой. Юпитер просто не имеет достаточной массы для формирования ядра, в котором может начаться реакция ядерного синтеза; без этой реакции он не станет звездой.

Таким образом, даже если он похож на наше Солнце почти по всем параметрам, его неспособность начать реакцию ядерного синтеза в своем ядре удерживает его от перехода границы между планетой и звездой.
Может ли Юпитер когда-нибудь стать звездой?

Естественным образом? Маловероятно. Юпитер не может получить дополнительную массу из ниоткуда. В нашей Солнечной системе нет никакой дополнительной межзвездной материи, которую планета-гигант могла бы всосать, чтобы увеличить свою массу.

И даже если бы после образования всех планет осталось какое-то межзвездное вещество, его было бы недостаточно. Чтобы стать хотя бы коричневым карликом (самым маленьким типом звезды, находящимся на границе между звездой и планетой), планете все равно пришлось бы увеличить собственную массу в 13 раз.

Большой мальчик из нашей солнечной семьи очень похож на Солнце и мог бы стать звездой, если бы у него было больше материи для всасывания в процессе формирования.

Он все еще может стать звездой, если сможет найти еще 13 своих двойников и заставить их согласиться сформировать небольшой объединенный культ.

Если говорить серьезно, то суть в том, что Юпитер - это газообразная планета со свойствами, похожими на свойства звезды, но недостаток массы не позволяет ей начать процесс ядерного синтеза, что делает ее планетой, а не звездой. Если бы масса Юпитера была по крайней мере в 13 раз больше, то он мог бы стать звездой.

Так что, хотя Юпитер, возможно, никогда не станет звездой, которой он мог бы достичь, он всегда будет звездой в наших сердцах!