Астрофизика

Может ли блуждающая звезда вытеснить Землю из Солнечной системы?

Могла ли странствующая звезда, между прочим, изгнать Землю из своей системы ? - Поинтересовались исследователи.

Гравитация, одна из четырех фундаментальных сил природы, сама по себе не является силой. На самом деле это соответствует искажающему эффекту пространства-времени за счет присутствия энергии (подобно массе, которая является одной из форм энергии).

Возьмем случай нашей системы : если бы не было Солнца, Земля двигалась бы по прямой (хорошо, если бы не было солнца, не было бы Земли, но допустим). Напротив, присутствие Солнца искажает ткань пространства-времени, заставляя Землю следовать своей кривизне.

Итак, наконец, Земля на самом деле не притягивается к Солнцу. Она просто следует за искривлением пространства, вызванным последним.

Визуализация того, как Солнце (и Земля) изгибают пространство-время.

Звезда может все изменить

Эти взаимодействия между объектами относительно хорошо отлажены. Если у вас нет помех, планета, вращающаяся вокруг звезды, наконец, сможет наслаждаться своим живительным теплом в течение миллиардов лет. Но механикам не нужно многого, чтобы заклинить.

В нашей системе другие планеты влияют на орбиту Земли, но они действуют слишком тонко, чтобы действительно дестабилизировать ее. Если все останется так, как есть, наш мир будет тихим до конца своих дней. С другой стороны, ситуация может быстро ухудшиться, если бродячая звезда подойдет слишком близко.

В такой ситуации эта звезда могла бы сыграть роль гравитационного перетягивания. Наша планета, гальванизированная энергией, могла бы затем постепенно удалиться от Солнца и почему бы не оказаться за пределами своей жилой зоны.

Очевидно, что такого сценария никогда не было в течение первых 4,5 миллиардов земных лет (очевидно, поскольку мы все еще здесь), но может ли это произойти в будущем? Группа исследователей Тегеранского технологического университета (Иран) изучает этот вопрос.

Это (вероятно) никогда не случится

В своем документе, опубликованном на сайте arXiv, исследователи рассмотрели несколько возможных сценариев, включающих разные массы звезд, разные углы атаки или скорости движения. В целом получается, что самые медленные звезды будут самыми опасными.

Они определили, что если звезда движется по крайней мере так же быстро, как Земля движется по орбите Солнца (чуть более 106 000 км/час), то она должна будет пройти орбиту Юпитера, чтобы иметь шанс повернуть нас вспять. Перейдя по более далекой траектории, её гравитационное воздействие на нашу планету в конце концов будет практически отсутствовать.

С другой стороны, звезда, двигающаяся медленнее, может вызвать гораздо больше проблем. Конечно, необходимо учитывать массу звезды, а также угол ее приближения. Но в целом, этой звезды достаточно, чтобы граничить с нашей системой, чтобы вызвать настоящую беду внутри.

На основе этих симуляций исследователи затем использовали наши знания о положении, массе и скорости ближайших звезд, чтобы попытаться выяснить, может ли наша планета на протяжении своей истории страдать от такого рода орбитальной дестабилизации. И, априори, шансы очень малы (примерно один на 15 000).

Если бы земная жизнь и угасла, то это было бы не из-за звезды.

Исследователи также подсчитали, что риск гравитационной дестабилизации был в 160 раз выше в центре Млечного Пути. Что кажется логичным, поскольку в “центре” галактики гораздо больше звезд, чем в периферийных пригородах.