Мозг реагирует на признаки болезни даже на расстоянии, показывают эксперименты с VR

Один лишь вид больного человека может активировать систему тревоги в мозге и организме, даже если он находится слишком далеко, чтобы заразить вас. Серия экспериментов с использованием виртуальной реальности (VR) показала, насколько чувствителен наш мозг к симптомам болезни.
Участники исследования, надев VR-шлемы, видели аватаров с явными признаками заболевания, такими как бледностью кожных покровов, сыпью и другими визуальными маркерами болезни. В ответ их мозг мгновенно реагировал, а иммунная система переходила в состояние повышенной готовности. Однако когда участники наблюдали здоровых аватаров с нейтральным выражением лица, такая активация не происходила, и в их крови не наблюдалось немедленного повышения иммунных маркеров.
Некоторые из этих маркеров — врожденные лимфоидные клетки (ILCs), которые обычно увеличиваются в крови при прямом контакте с патогеном. Но в данном случае их уровень изменился лишь при виде виртуальной инфекции и потенциальной угрозы заражения.
«Эти данные показывают, что ILCs реагируют не только на реальные инфекции в организме, но и на потенциальную угрозу, которая лишь приближается», — пишет международная группа исследователей под руководством иммунолога Сары Трабанелли из Университета Лозанны (Швейцария).
Когда ученые проанализировали результаты с помощью машинного обучения, оказалось, что активность мозга, связанная с обнаружением угрозы, во многом объясняет иммунный ответ. При виде больного аватара на расстоянии мозг участников активировался особым образом, чего не происходило при виде испуганного или нейтрального персонажа.
Интересно, что самые отдаленные аватары с признаками болезни вызывали наиболее сильную реакцию в нейронных сетях мозга. Некоторые из этих областей активируются и после вакцинации от гриппа.
Исследование предполагает, что, когда мозг ощущает приближающуюся угрозу, он быстро реагирует, запуская активность в гипоталамусе и других отделах, которые взаимодействуют с иммунной системой. Это дает организму время подготовиться к борьбе с возможной инфекцией.
В эксперименте участвовали 248 здоровых взрослых. В одном из тестов участники в VR-шлемах должны были нажимать кнопку при ощущении прикосновения к лицу. Когда перед ними находился больной аватар, их реакция была быстрее, чем при виде нейтрального или испуганного персонажа.
Ученые предполагают, что такая реакция могла развиться как часть механизма «бей или беги», хотя точные механизмы взаимодействия между воспринимаемой заразностью и чувством отвращения еще предстоит изучить.
«Эти данные указывают на интегрированную нейроиммунную реакцию человека на угрозу заражения, даже без физического контакта», — заключают авторы.
Исследование