Астрофизика

Мощные солнечные вспышки нарушили радиосвязь в нескольких странах

В настоящее время Солнце переживает фазу интенсивной активности. 17 апреля Центр прогнозирования космической погоды зарегистрировал вспышку на Солнце класса X1, которая продолжалась почти 30 минут. В понедельник две новые вспышки М1 вызвали кратковременный перебой в радиосвязи в Австралии и нескольких азиатских странах. По мере приближения к пику текущего солнечного цикла ученые прогнозируют увеличение числа вспышек, выбросов корональной массы и появление полярных сияний в ближайшие месяцы.

Солнечная активность следует регулярным циклам продолжительностью около 11 лет, которые регистрируются с 1775 года. В настоящее время мы находимся в 25-м цикле, пик которого ожидается в конце 2024 или начале 2025 года. Это означает, что в ближайшие месяцы наше Солнце, скорее всего, станет более "активным", с более частыми и интенсивными солнечными вспышками. Двойная вспышка, зарегистрированная 25 апреля, произошла от солнечного пятна AR2993, которое вместе с солнечным пятном AR2294 является одной из самых активных областей нашей звезды.

Эти вспышки были класса М, то есть умеренного размера, но достаточного для создания помех на частотах ниже 20 МГц. Однако мы можем ожидать более масштабных, потенциально разрушительных событий. "Я уверен, что в ближайшие несколько лет мы увидим более крупные [активные регионы]. Активные области AR2993 и AR2994 среднего размера и не представляют собой лучшее, что может дать 25-й солнечный цикл", — сказал Live Science физик Дин Песнелл из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда.

Появившиеся на поверхности Солнца рои солнечных пятен, покрывающие сотни миллионов квадратных километров, вызваны магнитными возмущениями в видимой фотосфере, обнажающими относительно более "холодные" нижние слои. Магнитное поле там временно намного сильнее, чем в окружающих районах. Из этих слоев может выделяться огромное количество энергии в виде электромагнитного излучения (солнечные вспышки), что в свою очередь может привести к корональным выбросам массы (КВМ) - пузырям, наполненным горящей плазмой. Эти выбросы плазмы удаляются от Солнца со скоростью до 3000 км/с.

Солнечные вспышки делятся на пять классов (A, B, C, M и X) в соответствии с максимальной интенсивностью потока энергии (выраженной в Вт/м²) в рентгеновском диапазоне, причем каждый класс в 10 раз мощнее предыдущего. Вспышки X-класса имеют интенсивность порядка 10-4 Вт/м². Самая крупная вспышка, когда-либо зарегистрированная, произошла в ноябре 2003 года, ее интенсивность оценивалась в X28! Это вызвало отключение электричества на несколько часов в части Европы и Южной Африки.

Двойная вспышка 17 апреля с интенсивностью X1.3 и X1.1 соответственно, по-видимому, произошла от третьего роя солнечных пятен, расположенного недалеко от областей AR2993 и AR2994. По данным сайта Spaceweather.com, несколько навигаторов и пилотов сообщили о "необычных эффектах распространения на частотах ниже 30 МГц". К счастью, во время вспышки Земля не находилась непосредственно на пути потока ионизированных частиц - в противном случае электромагнитные возмущения были бы гораздо сильнее.

Солнечные вспышки и КВМ могут создавать прекрасные полярные сияния, когда солнечные частицы сталкиваются с нашей магнитосферой, но они также представляют большую опасность для электросетей, спутников, сетей связи и астронавтов в космосе.

На данный момент нет реальных причин для беспокойства: Ян Янссенс, специалист по коммуникациям в Солнечно-земном центре передового опыта в Брюсселе, рассказал Live Science, что нынешний уровень солнечной активности примерно такой же, как во время последнего солнечного цикла, и даже ниже, чем был в это время во время двух предыдущих циклов солнечной активности. "Это типично для данной стадии солнечного цикла", — сказал он.

Пока нет ничего аномального, но эксперты становятся все более бдительными, поскольку частота подобных событий растет, как и уровень опасности. После солнечной бури 1859 года, которую окрестили "событием Каррингтона" в честь астронома Ричарда Каррингтона, изучавшего это событие, наше общество до сих пор избегало разрушительных последствий солнечных бурь. В 1859 году буря была настолько сильной, что в некоторых тропических регионах были видны полярные сияния, и она вывела из строя телеграфные сети того времени.

Совсем недавно, десять лет назад, Земля избежала худшего: в июле 2012 года гигантская солнечная буря произошла всего за неделю до того, как наша планета должна была оказаться на линии движения. По данным НАСА, это был крупнейший шторм за последние 150 лет, который мог "отправить цивилизацию назад в 18 век", как выразилось космическое агентство. Чтобы предотвратить такой сценарий, операторы электроэнергии и телекоммуникаций работают над укреплением своей инфраструктуры на случай будущих сбоев.