Астрономия

Мощное извержение вулкана сотрясло спутник Ио

Наблюдения за вулканическим спутником Юпитера Ио показывают почти ежегодные взрывы, но этот взрыв является самым крупным из наблюдавшихся до сих пор. О чем может рассказать это новое извержение?

Самый активный объект в Солнечной системе

Поверхность Ио, в отличие от Европы или Ганимеда, покрыта лавовыми озерами, образовавшимися из сотен вулканов, разбросанных по всей поверхности. Высота некоторых из этих извержений достигает десятков километров. Этой активностью мы обязаны гравитации Юпитера, которая в сочетании с гравитацией двух других спутников Юпитера - Европы и Ганимеда - создает мощные приливные силы, растягивающие и сжимающие Ио, самую внутреннюю из четырех крупных спутников этой системы.

Обсерватория в Аризоне, управляемая Институтом планетарных наук (PSI), анализирует вулканическую активность на Ио уже более пяти лет. Наблюдения проводятся с помощью коронографа, который может ослаблять свет от Юпитера, позволяя получить изображение слабых газов вблизи планеты. Значительное усиление яркости двух из этих газов, натрия и ионизированной серы, началось в период с июля по сентябрь 2022 года и продолжалось до декабря прошлого года.

Наблюдения проводились астрономом Джеффом Моргенталером, который управлял обсерваторией.

На этих изображениях натрий оказался удивительно ярким по сравнению с предыдущими наблюдениями. Напротив, ионизированная сера, которая образует структуру в форме пончика, окружающую Юпитер (называемую плазменным тором Ио), была, как ни странно, не такой яркой, как обычно. "Это может рассказать нам что-то о составе вулканической активности, которая произвела извержение", — отмечает астроном. "Это также может говорить о том, что тор более эффективно избавляется от материала, когда в него забрасывается больше материала".

Изображение расширяющегося натриевого облака, соответствующего большому вулканическому взрыву на Ио.

Эти наблюдения имеют значение для миссии "Юнона". После сближения с Ганимедом и Европой несколько месяцев назад, американский зонд постепенно приближается к Ио для близкого пролета, запланированного на декабрь 2023 года. Некоторые из его приборов будут чувствительны к изменениям в плазменной среде вокруг Ио и Юпитера. Эти будущие наблюдения могут рассказать нам о том, отличался ли состав этого вулканического взрыва от предыдущих.

Тем временем, пока Юнона не подошла достаточно близко, астроном надеется, что можно будет провести дополнительные наблюдения. Для этой работы исследователь использовал относительно простой телескоп (IoIO), настроенный на дистанционное управление. Почти все детали, используемые для его изготовления, можно приобрести в специализированных магазинах. Эти дополнительные небольшие приборы, разбросанные по всему миру, могут помочь астрономам продолжать наблюдение за Юпитером с Земли во время перерывов, вызванных неблагоприятными погодными условиями.