Биология

Морские слизни полностью отделять голову, чтобы регенерировать новое тело

В Японии исследователи обнаружили ранее неизвестную особенность одного вида морских слизней: особи могут полностью отделять голову от тела. Цель? Регенерировать совершенно новое тело!

Ситуация, достойная фильма ужасов

Слизни отряда Sacoglossa не голожаберные, как слизни, которых мы видим в наших садах. Подавляющее большинство sacoglossa являются травоядными и интегрируют напрямую в свои собственные клетки хлоропласты, способные осуществлять фотосинтез из потребляемых ими водорослей. Два исследователя из Женского университета Нара (Япония) сделали открытие, подробности которого были опубликованы в журнале Current Biology 8 марта 2021 года.

Дуэт сообщает о ситуации, достойной фильма ужасов, которую раньше никогда не видели. В лаборатории sacoglossa отделил голову от тела! Через несколько недель появилось новое, совершенно новое тело. Это крайний пример так называемого процесса "автономии".

"Мы думали, что вскоре он умрёт без сердца или других основных органов, но мы были удивлены, что он регенерировал всё своё тело", - сказал Саяка Мито, один из двух исследователей.

Еще много вопросов без ответа

Исследователи еще не уверены, как сакоглоссы выживают в этом невероятном процессе. Возможно, в месте разделения находятся стволовые клетки, позволяющие пополнить организм. Тем не менее нет ничего определенного, поэтому ученые хотят провести исследование. Кроме того, дуэт считает, что благодаря хлоропластам способность к фотосинтезу этих слизней обеспечивает дополнительную энергию, помогающую им в этой регенерации.

Обезглавленное тело может прожить еще несколько недель или даже несколько месяцев. Его сердце бьется, но в конце концов его плоть гниет, и новые головы не растут. Еще одно наблюдение: более старые сакоглоссы, головы которых были отделены от тела, не могли выполнять такую ​​же регенерацию. По мнению ученых, их клетки состарились и, таким образом, утратили способность дифференцироваться.

Почему сакоглоссы так поступают ? Возможно, что это позволит устранить паразитов, препятствующих их размножению, тем не менее хищничество также может сыграть определенную роль. Кстати, продолжительность жизни этих слизней составляет всего один год. Значит, это способ жить дольше? Опять же, ничего определенного, но дальнейшие исследования могут дать окончательные ответы.