Общие знания

Могут ли животные видеть оптические иллюзии?

Оптические иллюзии возникают из-за неправильной интерпретации мозгом визуальных сигналов. Исследования показывают, что большинство животных могут воспринимать иллюзии так же, как и люди!

Мы часто думаем, что видим только глазами. Конечно, наши глаза помогают нам воспринимать то, что находится перед нами, но именно наш мозг помогает нам понять смысл того, что видят наши глаза.

Мозг помогает нам понять информацию о размере объекта, глубине, расстоянии и многих других факторах. Другими словами, он помогает нам "интерпретировать" то, что воспринимают глаза.

С того момента, как ребенок впервые открывает глаза и начинает видеть мир, его зрительная система получает информацию об окружающем мире. Она начинает усваивать несколько правил, которые помогают понять визуальную информацию. Например, мы знаем, что вдали предметы выглядят меньше, а вблизи - больше. Мы можем не думать об этих правилах сознательно, но мы используем их, чтобы понять, что мы видим в окружающем нас мире.

Объекты, которые меньше, мозг воспринимает как далекие, как Эйфелева башня на этой фотографии.

За использование таких правил или общих предположений о мире, каким мы его видим, приходится платить. Оптические иллюзии - тому подтверждение!

Что такое оптическая иллюзия и почему она возникает?

Оптические иллюзии - это просто "неправильное прочтение" мозгом того, что воспринимают наши глаза, т.е. мозг применяет свои обычные предположения о мире, полученные из опыта, и в некоторых случаях это может привести к ошибкам в нашем визуальном восприятии. Объект может казаться больше, меньше, длиннее, короче, темнее или светлее, чем он есть на самом деле, из-за неправильного восприятия нашим мозгом.

Например, рассмотрим знаменитую иллюзию Мюллера-Лайера, когда две горизонтальные линии изображены рядом - одна со стрелками, направленными внутрь, а другая со стрелками, направленными наружу.

Иллюзия Мюллера-Лайера заставляет нас воспринимать две равные линии как неравные.

Хотя обе линии одинаковой длины, мы воспринимаем их как неравные по длине. Существует несколько хорошо изученных геометрических иллюзий, таких как иллюзия Понцо и треугольник Канизса, каждая из которых связана с различными видами ошибок, совершаемых мозгом.

Подобно иллюзии Мюллера-Лайера, иллюзия Понцо вызывает ошибку в восприятии длины линий. Треугольник Канизса - пример иллюзии, вызванной "заполнением" мозга, когда мозг заполняет несуществующую информацию. Треугольник, которого не существует на изображении, воспринимается на заднем плане!

Иллюзия треугольника Канизса заставляет нас видеть треугольник, которого не существует на рисунке.

Оптические иллюзии возникают потому, что мозг использует контекст для понимания визуальной информации, поступающей от глаз, но контекстные подсказки иногда могут вводить в заблуждение. Интересно, что исследования доказали, что знание реальности оптической иллюзии не помешает вам увидеть ее, что говорит нам о том, что эти механизмы мозга являются автоматическими и не могут регулироваться сознанием.

Естественный вопрос, который может возникнуть у любого человека: являются ли такие ошибки уникальными для человеческого мозга или все организмы совершают подобные ошибки в оценке объектов, которые они видят?

Восприятие иллюзий у животных

Если животные также используют схожие с нами правила для интерпретации окружающего мира, то они также способны воспринимать оптические иллюзии. Обзор исследований, посвященных восприятию животными зрительных иллюзий, показывает, что большинство животных действительно воспринимают оптические иллюзии так же, как и люди!

Исследования показывают, что животные воспринимают иллюзии так же, как и люди.

В этих исследованиях животных тренировали на хорошо известных оптических иллюзиях, таких как иллюзия Мюллера-Лайера. В разных исследованиях животных обучали отвечать, одинаковой или разной длины линии, или классифицировать линии как длинные или короткие с помощью различных действий.

В то время как птиц, например голубей, обучали реагировать на нажатие клавиши, попугаев обучали реагировать с помощью голосовых реакций. В экспериментах с обезьянами их обучали реагировать с помощью сенсорных экранов. Рыб учили двигаться к определенному отсеку, чтобы зафиксировать свой выбор. Во всех этих исследованиях было замечено, что животные воспринимают линии со стрелками, направленными внутрь, как более короткие, точно так же, как и люди!

Короче говоря, большинство геометрических иллюзий, похоже, универсальны в своем действии для различных видов птиц, рыб, дельфинов и макак. Это говорит о том, что большинство животных и людей одинаково обрабатывают визуальную информацию с помощью своего мозга.

Оптические иллюзии показывают, как организм использует свой мозг для интерпретации визуальной информации с помощью контекстуальных подсказок. Было показано, что люди и большинство животных воспринимают несколько оптических иллюзий одинаково. Однако были замечены и некоторые исключения. Эти исключения показывают, что эволюция могла потребовать от некоторых животных иного развития зрительной системы.

Например, у наземных животных зрительная система развивается иначе, чем у птиц, поскольку последние смотрят на мир с высоты. Однако это всего лишь теории, используемые для объяснения наблюдаемых исключений, и недостаточно доказательств, чтобы объяснить, почему некоторые животные не видят определенных иллюзий.

Данные находки оптических иллюзий у животных доказывают, что эти механизмы, вероятно, гораздо более врожденные и основаны на эволюционной роли, которую играет окружающая нас среда.