Биология

Моделирование происхождения жизни: Новые доказательства существования "мира РНК"

Исследовательский институт в США рассказал о том, что ему удалось воссоздать часть процесса самовоспроизведения РНК — молекулы, играющей важную роль в передаче генетической информации.

Копирование других молекул РНК

Прежде всего, рибонуклеиновая кислота (РНК) - это биологическая молекула, молекулярная структура которой очень похожа на структуру дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Она состоит из одной спиральной цепи, по структуре схожей с одной из двух цепей, составляющих ДНК. РНК позволяет ДНК управлять синтезом органических молекул.

Недавно сотрудники Института Салка в Сан-Диего (США) заявили, что им удалось воссоздать часть процесса самовоспроизведения РНК. По словам авторов исследования, этот прорыв, опубликованный в журнале PNAS 4 марта 2024 года, является выдающимся. Однако стоит отметить, что молекула не является самовоспроизводящейся, как настоящая. Поэтому ее нельзя считать живой. Тем не менее, созданная учеными молекула способна копировать другие молекулы РНК.

"Если созданная РНК способна к самовоспроизведению, то ее можно считать живой. Это показывает, как жизнь может возникнуть в лаборатории или, теоретически, в любой точке Вселенной", — заявил Джеральд Джойс, президент Института Солка, в статье, опубликованной в Washington Post.

Многообещающая, даже фундаментальная работа

Нам еще очень далеко до того, чтобы увидеть живое существо, даже одноклеточное, рожденное из пробирки. Кроме того, процесс репликации сложен в реализации. Если скопированная РНК будет слишком точно соответствовать источнику, вариации, необходимые для эволюции согласно Чарльзу Дарвину, будут невозможны. Слишком несовершенная копия приведет к потере генетической информации и, следовательно, к генетической нестабильности.

Чтобы преодолеть эти препятствия, исследователи из Института Салка разработали специальную молекулу, способную копировать особый тип РНК: РНК-молот. РНК-молот может делать "молекулярные разрезы", другими словами, изменять клетки, разрывая их химические связи. Таким образом, исследователи смогли обеспечить определенную точность в процессе репликации и достаточную стабильность последовательных копий. По мнению ученых, это исследование может послужить теоретической моделью для понимания того, как можно улучшить саморепликацию в будущем. Поэтому данная работа должна стать очень перспективной для будущих исследований в этой области.