Астрономия

Млечный путь хорошо поел, но повсюду разбросал крошки

Желтые квадраты представляют шаровые скопления, треугольники — галактики-спутники, а маленькие точки — звездные потоки. Изображение: ЕКА

Группа астрономов из Института Макса Планка предлагает новый атлас различных "чужих" звездных групп, поглощенных нашей галактикой Млечный Путь. При этом исследователи выявили в общей сложности шесть прошлых слияний, одно из которых было ранее неизвестно. Подробности исследования опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

На рисунках художников наша галактика выглядит как сверкающий звездный диск с несколькими характерными спиральными рукавами в центре. Менее заметным, но не менее интересным является гало нашей галактики. Представьте себе огромный сферический комплекс, состоящий в основном из очень старых звезд, охватывающий весь диск.

Этот ореол является своего рода "исторической книгой", хранящей архив прошлых взаимодействий Млечного Пути с другими объектами. Время от времени, поскольку все во Вселенной находится в движении, одна из галактик может притереться слишком близко к нашей, настолько близко, что окажется в ловушке ее гравитационного притяжения. Затем формируется звездный поток, который со временем рассеивает звезды в гало нашей галактики.

Некоторые из этих звезд содержатся в шаровых скоплениях: компактных скоплениях, состоящих, как правило, из более старых звезд, которые держатся вместе благодаря собственному взаимному гравитационному притяжению.

В новом исследовании группа астрономов во главе с Кьяти Малханом нанесла на карту весь этот шаровидный "мусор", разбросанный по всей истории Млечного Пути за миллиарды лет.

По меньшей мере шесть известных слияний

Используя данные европейского спутника Gaia, который обеспечивает очень точные измерения положений и скоростей звезд, исследователи провели систематический анализ 257 звездных потоков. Они смогли определить, какие объекты в гало Млечного Пути изначально были частью одной галактики, которая с тех пор исчезла.

В итоге они обнаружили 62 объекта, которые можно отнести к шести различным слияниям. Пять из них (под названиями Стрелец, Кит, Гайя-Колбаса-Энцелад, LMS-1/Wukong и Arjuna/Sequoia/I’itoi) уже были известны. Однако исследователи обнаружили останки ранее неизвестного слияния. Сейчас он называется Pontus.

О 195 оставшихся объектах, выявленных в ходе исследования, известно немного. Они могут быть остатками очень маленьких, ушедших галактик, но для подтверждения этого необходимы дальнейшие исследования. Также пока неизвестно, в каком порядке происходили различные слияния.

Наконец, анализ также предоставил новые данные о слиянии LMS-1/Wukong. Исследователи обнаружили, что три ранее известных звездных потока были частью этого слияния. Интересно, что это самые "бедные металлами" потоки в гало Млечного Пути. Другими словами, первоначальная затонувшая галактика была сформирована очень рано в космической истории.