КосмонавтикаНовости

Миссия Психея откладывается, она не будет запущена в 2022 году

Спустя всего месяц после объявления о задержке миссии Психея, в результате которой дата запуска была перенесена с 1 августа на 20 сентября (окно запуска длится с 1 августа по 11 октября), НАСА объявило о еще одной отсрочке, на этот раз с большим значением и последствиями. Команде миссии не удалось вовремя решить проблемы с программным обеспечением, чтобы успеть завершить необходимые тесты, поэтому в это окно запуск будет невозможен.

Напомним, что программное обеспечение должно пройти многочисленные тесты после каждого обновления, чтобы обеспечить надлежащее функционирование во время миссии. Следующий срок запуска пока не известен, но он может состояться в 2023 году или даже в течение 2024 года.

НАСА выбрало Психею в 2017 году в рамках программы "Дискавери" - серии недорогих миссий, направленных на исследование Солнечной системы. Теперь будет создана независимая оценочная группа для рассмотрения дальнейших действий по проекту и всей программе "Дискавери". "НАСА очень серьезно относится к затратам и срокам реализации своих проектов и программ", — сказал Томас Зурбухен, помощник администратора Директората научных миссий НАСА (SMD). "Мы изучаем варианты миссии в контексте программы "Дискавери", и решение о дальнейших действиях будет принято в ближайшие месяцы".

Сформированная команда рассмотрит возможные варианты дальнейших действий, включая новые вариации сметных расходов. Также будут рассмотрены последствия для программы "Дискавери" и миссий портфеля планетарных наук. Общая стоимость миссии Психеи составляет 985 миллионов долларов. На сегодняшний день потрачено 717 миллионов долларов. В настоящее время рассчитываются сметные расходы для каждого возможного решения.

Не стоит забывать и о двух второстепенных полезных нагрузках, которые должны были разделить запуск тяжелой ракеты Falcon Heavy компании SpaceX. Миссия НАСА по изучению двойных астероидных систем "Янус" и демонстратор технологии лазерной связи Deep Space Optical Communications (DSOC) приостановлены. Опять же, НАСА рассматривает варианты для обоих проектов.

Проблема программного обеспечения

Навигационное и полетное программное обеспечение Психеи будет контролировать ориентацию космического аппарата и отвечать за наведение антенны на Землю, чтобы можно было отправлять данные и получать команды. Оно также будет предоставлять информацию о траектории для солнечной электрической двигательной установки аппарата, которая начнет работать через 70 дней после запуска.

Во время тестирования системы команда миссии JPL обнаружила проблему совместимости с программными симуляторами испытательного стенда. 24 мая НАСА перенесло запланированную дату запуска с 1 августа на не ранее 20 сентября. Благодаря этому дополнительному времени проблема совместимости была выявлена и устранена, но сейчас не хватает времени, чтобы завершить полную проверку программного обеспечения и гарантировать запуск в течение года.

"Полет к далекому астероиду, богатому металлами, с использованием Марса в качестве гравитационного помощника, требует невероятной точности. Мы должны сделать это правильно. Сотни людей приложили значительные усилия для Психеи во время этой пандемии, и эта работа будет продолжаться по мере того, как сложное программное обеспечение для полета будет тщательно проверяться и оцениваться", — сказал Лори Лешин, директор JPL. "Решение отложить запуск было непростым, но оно правильное".

Иллюстрация различных орбит, по которым будет двигаться космический аппарат Психея. Орбита А будет поддерживаться после прибытия в 2026 году на расстоянии около 700 км от астероида. Орбита D, с другой стороны, представляет собой конечную орбиту, на расстоянии около 85 км.

Окно запуска, которое длится с 1 августа по 11 октября, позволило бы орбитальному аппарату Психея достичь астероида 16 Психея в 2026 году. При нынешней ситуации возможны запуски как в 2023, так и в 2024 году. Однако, учитывая орбитальные позиции астероида и Земли, космический аппарат может прибыть не ранее 2029 и 2030 годов соответственно. Даты этих возможных периодов запуска еще предстоит определить более точно. Зонд будет запущен с помощью тяжелой ракеты Falcon Heavy компании SpaceX.

"Наша выдающаяся команда преодолела почти все невероятные трудности, связанные с созданием космического аппарата во время COVID", — прокомментировала Линди Элкинс-Тантон, главный исследователь проекта Психея в Университете штата Аризона, возглавляющая миссию. "Мы преодолели множество аппаратных и программных трудностей и, наконец, были остановлены последней проблемой. Нам просто нужно больше времени. Команда готова двигаться вперед, и я благодарен им за их мастерство".