Космонавтика

Миссия Insight официально завершена

В среду 21 декабря НАСА объявило о том, что посадочный аппарат InSight, предназначенный для обнаружения марсианских землетрясений, завершил свою миссию на Красной планете после четырех лет верной службы. Его панели, собирающие солнечный свет, накопили слишком много пыли, поэтому не могли вырабатывать достаточно энергии.

Американский аппарат InSight успешно приземлился в ноябре 2018 года на поверхность Марса, к западу от лавового пространства под названием Равнина Элизий (экваториальный уровень). Его основной целью было обнаружение крошечных сейсмических волн, проходящих через нижние слои планеты, чтобы больше узнать о ее внутреннем составе. Его миссия была более чем успешной. К настоящему времени аппарат обнаружил несколько тысяч землетрясений, что позволит командам точно определить пределы толщины земной коры и размер марсианского ядра.

В частности, данные InSight показали, что марсианская кора состоит из двух различных слоев, по крайней мере, в месте посадки робота вблизи экватора. Считается, что верхний слой толщиной около 10 км, когда-то разрушенный ударами, лежит на более глубоком слое толщиной около 40 км.

InSight обнаружил, что ядро Марса гораздо больше, чем ожидалось, что говорит о том, что оно должно содержать большее количество легких элементов, чем первоначально предполагали ученые (в частности, больше серы).

Однако в течение нескольких месяцев НАСА прогнозировало полную остановку миссии из-за пыли, которая со временем накопилась на солнечных панелях аппарата. Чем больше проходило времени, тем меньше энергии вырабатывал посадочный модуль.

Похоже, что машина окончательно сдалась, не подавая признаков жизни с 15 декабря. После двух неудачных попыток установить контакт, команды окончательно решили прекратить миссию. Первоначально предполагалось, что он продлится два года. В итоге он продлился четыре года.

Пыль - один из самых критических факторов для любой миссии на Марсе. В 2018 году буря так долго затемняла небо, что НАСА было вынуждено оставить марсоход Opportunity из-за отсутствия солнечной энергии.

Отсутствие устройств для уборки этой пыли сводится к стоимости, эффективности и потенциальному риску. Помимо того, что они дороги, они могут мешать работе других приборов. Для борьбы с пылью команды полагаются в основном на ветер, но регион, в котором проходит маршрут Insight, относительно спокоен в этом отношении.

Во время своей миссии космическому аппарату пришлось столкнуться и с другими проблемами. Одним из предметов его "багажа" был пакет теплового потока и физических свойств (HP3), который был предоставлен немецким космическим агентством (DLR). Это был датчик теплового потока (сорокасантиметровая трубка), способный погружаться в марсианские недра на глубину около пяти метров. В НАСА этот прибор называли "кротом". Труба опускалась вниз под действием вольфрамовой массы, которая скользила внутри между двумя пружинами, приводимыми в движение электродвигателем. Изучая тепловые свойства недр планеты, исследователи могли бы многое узнать о ее геологической истории. К сожалению, марсианский грунт оказался гораздо более плотным, чем ожидалось. В прошлом году "крот" был окончательно объявлен американским агентством мертвым.