КосмонавтикаНовости

Миссия InSight: НАСА отказывается от своего "крота" на Марсе

Датчик теплового потока HP3 миссии InSight, названный НАСА "кротом", был объявлен американским агентством мертвым в четверг после того, как ему не удалось зарыться глубоко в землю Марса.

Американский аппарат InSight успешно приземлился на поверхность Марса в ноябре 2018 года. Его главная цель - обнаружить крошечные сейсмические волны, проходящие через нижние слои планеты, чтобы больше узнать о ее внутреннем составе.

В своем "багаже" приборов InSight также входил пакет Heat Flow and Physical Properties Package (HP3), предоставленный немецким космическим агентством (DLR). Грубо говоря, это датчик теплового потока (40-сантиметровая трубка), которая должна была погружаться примерно на пять метров в марсианские недра. Отсюда его прозвище "крот".

Для этого трубу толкает вниз вольфрамовая масса, которая скользит внутри между двумя пружинами, приводимыми в движение электродвигателем. Изучая тепловые свойства внутренней части планеты, ученые могли многое узнать о ее геологической истории.

Тем не менее HP3, вероятно, самый сложный и чувствительный прибор спускаемого аппарата. С момента начала развертывания в марте 2019 года он столкнулся с рядом проблем.

Слишком плотная почва

Первоначально труба успешно погрузилась на три четверти в землю, но ее продвижение было быстро остановлено. После нескольких других безуспешных попыток НАСА наконец пришло к выводу, что трубка не опускается из-за сил трения, оказываемых землей на трубку, что считается недостаточным для предотвращения подпрыгивания последней после каждого удара вольфрамового блока.

Поверхность Марса, на которой расположен посадочный модуль InSight, покрыта очень плотным слоем грунта, которая не падает обратно в нору "крота" при спуске. Отсюда недостаточные силы трения (необходимым для погружения). Обратите внимание, что это была первая попытка миссии раскопать поверхность Марса таким способом. Также у НАСА не было возможности с уверенностью предсказать поведение своего инструмента.

С тех пор было испробовано несколько подходов к решению этой проблемы, но безрезультатно. В конце концов, "марсианский крот" был объявлен американским агентством мертвым. "Мы дали ему все, что у нас было, но Марс и наш героический крот остаются несовместимыми", - сказал главный исследователь HP3 Тилман Спон из DLR.

Иллюстрация InSight с его датчиком тепла полностью утопленым в землю. Предоставлено: НАСА / Лаборатория реактивного движения - Калтех.

Миссия идет своим чередом

Несмотря на этот тяжелый удар, миссия продлится как минимум до 2022 года. Остальные приборы спускаемого аппарата фактически продолжают функционировать. SEIS (Seismic Experiment for Internal Structure) занимается измерением землетрясений, в то время как инструмент RISE (Rotation and Internal Structure Experiment) фокусируется на размере богатого железом ядра Марса. Метеостанция посадочного модуля также продолжает работать.

И хотя "крот" потерпел неудачу, несмотря на все усилия НАСА и DLR, эта неудача поможет активизировать будущие миссии по раскопкам. В конце концов, астронавтам, возможно, однажды придется копать почву Марса в поисках замороженной воды или исследовать наличие прошлой жизни.