КосмонавтикаПланетология

Миссия Insight: на Марсе обнаружены два новых сильных землетрясения

Посадочный модуль НАСА InSight обнаружил два новых "сотрясения Марса" магнитудой 3,1 и 3,5. Также ведутся работы по попытке зарыть кабель, соединяющий сейсмометр с посадочным модулем, чтобы защитить его от непогоды.

Американский спускаемый аппарат InSight успешно приземлился в ноябре 2018 года на западной стороне лавового простора под названием Elysium Planitia (уровень марсианского экватора). Его основная цель - обнаруживать крошечные сейсмические волны, проходящие через нижние слои планеты, чтобы больше узнать о ее внутреннем составе. На Марсе нет тектонических плит, подобных Земле, но есть сейсмически активные участки, которые могут вызвать вибрацию.

Два новых крупных землетрясения

С момента посадки на поверхность Insight зарегистрировал более 500 таких землетрясений. Два из них, больше среднего, были обнаружены 7 и 18 марта. С магнитудой 3,3 и 3,1 они были вызваны в районе Окаменелости Цербера, в котором сосредоточена серия полупараллельных разломов.

С начала миссии было зарегистрировано только два более крупных землетрясения (магнитудой 3,6 и 3,5). Оба произошли из одного и того же региона. Таким образом, эти новые обнаружения усиливают идею о том, что Окаменелости Цербера является важным центром сейсмической активности.

"Во время миссии мы зафиксировали два разных типа подземных толчков: одни более "лунные" [примечание редактора: более рассеянные волны] и другие, более "похожие на земные" [примечание редактора: более прямые траектории]", - рассказывает Тайчи Кавамура из Института физики Земли в Париже, который помог поставить сейсмометр InSight.

"Интересно, - добавляет исследователь, - что четыре наиболее важных сейсмических события, обнаруженных на Марсе, которые исходят от Окаменелости Цербера, аналогичны земным".

У этих новых землетрясений есть еще одна общая черта с предыдущими крупными сейсмическими событиями, зарегистрированными InSight: они произошли летом на севере Марса. Этого ожидали исследователи. В это время года ветер спокойнее. Например, во время последнего северного зимнего сезона InSight не обнаружила землетрясений, потому что ветер был очень сильным.

Фотография сделана 14 февраля 2021 года. Как видите, солнечные панели спускаемого аппарата покрыты пылью. Предоставлено: НАСА / Лаборатория реактивного движения - Калтех.

Несколько защитных маневров

Ветер, возможно, утих, но исследователи все еще надеются улучшить свои навыки "слушания". Большое беспокойство вызывает кабель, соединяющий сейсмометр с посадочным модулем, который может создавать помехи под действием больших колебаний температуры (от -100 °C ночью до 0 °C днем).

Таким образом, одна из основных задач следующего этапа миссии, который продлится до декабря 2022 года, будет заключаться в том, чтобы полностью закопать кабель и изолировать его от погоды.

Исследователи уже начали. Как вы можете видеть ниже, идея состоит в том, чтобы выкопать немного земли с помощью лопаты, расположенной на конце роботизированной рукоятки InSight, а затем положить ее на ветрозащитный и тепловой щит куполообразного посадочного устройства.

Тем временем Марс продолжает удаляться от Солнца, и у посадочного аппарата начинает кончаться “сок”. Как вы можете видеть на изображении выше, его солнечные панели также покрыты пылью. Ожидается, что уровень энергии улучшится после июля, когда планета снова начнет приближаться к нашей звезде.

До тех пор команда миссии будет последовательно отключать инструменты посадочного модуля, чтобы InSight мог перейти в спящий режим, периодически просыпаясь, чтобы проверить его работоспособность и связаться с Землей.