АстрономияКосмонавтикаНовости

Миссия ЕКА Mars Express превысила 25 000 витков вокруг Марса

Снимок Марса, сделанный космическим аппаратом ЕКА Mars Express, полученный на основе данных, собранных камерой HRSC.

За последние 20 лет, с момента прибытия на орбиту вокруг Марса 25 декабря 2003 года, орбитальный аппарат Европейского космического агентства Mars Express многое узнал об истории и особенностях Красной планеты. После двух продлений миссии, которая теперь должна завершиться не ранее 2026 года, зонд продолжает фотографировать поверхность Марса, составлять карту его минералов, изучать состав и эволюцию атмосферы, исследовать подповерхностный слой и изучать марсианскую среду.

На данный момент Mars Express совершил 25 000 оборотов вокруг Марса, а 20 октября 2023 года начнется 25 001. В честь этой важной вехи он сделал впечатляющий снимок с большой высоты с помощью бортовой стереокамеры высокого разрешения (HRSC), опубликованный сегодня ЕКА.

На снимке в высоком разрешении видны многие впечатляющие марсианские вулканы и другие особенности, а также транзит крупнейшего спутника планеты — Фобоса.

Захватывающий вид на поверхность Марса

Как и предыдущие снимки, этот дает нам поистине захватывающий вид Марса, детализация и трехмерность которого поражают воображение. Кажется, что по нему можно ходить!

В центре внимания — регион Тарсис, который занимает около четверти поверхности планеты и является домом для знаменитых и колоссальных вулканов Марса. На снимке HRSC мы можем видеть многие из них: Гора Олимп, Гора Арсия, Гора Павлина и Гора Аскрийская, а также Купол Юпитера, Купол Библиды и Купол Улисса. Гора Олимп — самая большая, ее высота достигает почти 22 км (по сравнению с 8,8 км Эвереста на Земле).

Изображение, полученное космическим аппаратом ЕКА Mars Express, показывает кусочек Марса с вулканами, долинами, кратерами, облаками и самой большим спутником Марса — Фобосом.

Снимок был сделан с использованием данных надира и цветного канала, а поле зрения выровнено перпендикулярно поверхности Марса. Разрешение на местности составляет менее 450 метров на пиксель, а изображение центрировано примерно на 2°N/248°E.

Не только вулканы

Вулканы Марса, однако, не единственная интересная особенность, видимая на этом новом снимке Mars Express. На самом деле, миссия запечатлела и неожиданного гостя: крупнейшего спутника Марса, Фобос, который виден как темное пятно, проходящее в левом нижнем углу.

Фобос находится очень близко к Марсу по меркам Солнечной системы, на орбите всего в 6 000 км от поверхности планеты (для сравнения, наша Луна находится на расстоянии около 385 000 км от поверхности Земли).

Изломанные и трещиноватые каньоны Лабиринт Ночи которые уже не раз видел Mars Express, также видны под трио вулканов, рассекающих кадр. Большой оползень Lycus Sulci можно заметить чуть севернее горы Олимп, как и впадины и долины Tantalus Fossae в правом верхнем углу.

Наконец, в нижней части кадра можно увидеть несколько интересных метеорологических особенностей: здесь в атмосферу песочного цвета вкрадывается голубой оттенок. Это орографические облака (Подветренные волны), волнообразные облака, которые образуются, когда воздушный поток наталкивается на рельеф, препятствие или термическое поднятие, отклоняющее поток вверх.