Космонавтика

Миссия DART: у пораженного астероида появился хвост длиной 10 000 км

Несколько дней назад космический аппарат DART намеренно врезался в астероид Диморфос - небольшой спутник, вращающийся вокруг более крупного астероида. Недавно наземный телескоп сделал снимок массивного шлейфа обломков, образовавшегося в результате столкновения, и обнаружил хвост длиной в несколько тысяч километров.

26 сентября космический аппарат DART успешно столкнулся с небольшим астероидом на скорости более 22 500 км/ч в ходе первого в мире испытания планетарной обороны. Его целью было сужение орбиты вокруг более крупного родительского астероида. НАСА все еще изучает данные о столкновении, чтобы определить успех этого испытания на перенаправление, но некоторые снимки, сделанные из космоса и с земли, уже позволяют оценить результаты столкновения.

Кометоподобный астероид

Одно из этих изображений получено с помощью Южного телескопа астрофизических исследований (SOAR), расположенного в предгорьях Анд в Чили, вдали от источников светового загрязнения. Для этой работы астрономы Тедди Карета из Лоуэллской обсерватории и Мэтью Найт из Военно-морской академии США направили телескоп на астероид через два дня после столкновения.

На снимке виден длинный, расширяющийся пылевой след, направленный в правый угол. Согласно пресс-релизу NOIRLab, этот хвост обломков простирается примерно на 10 000 километров. По оценкам ученых, до столкновения ширина Диморфоса составляла около 160 метров.

Обратите внимание, что этот выброшенный материал первоначально образовал облако вокруг астероида. Затем образовалась хвостоподобная структура, когда давление солнечной радиации оттолкнуло обломки от тела астероида. Это хорошо известное явление наблюдается у комет, которые подходят слишком близко к Солнцу из внешних областей Солнечной системы.

Наблюдения за этими материалами (размер зерен, количество и скорость расширения) могут позволить исследователям лучше определить природу поверхности Диморфоса. В более общем плане, лучшее понимание структуры и состава астероидов поможет агентствам смоделировать лучшие способы их отклонения в случае потенциальной угрозы для Земли.

Китай также планирует изменить орбиту потенциально опасного астероида с помощью испытания кинетической ударной установки. Миссия, которая будет запущена в 2026 году на ракете Чанчжэн-3B, будет нацелена на ОСЗ 202 PN1. Аппарат будет состоять из отдельного ударного двигателя и орбитального аппарата. Первый врежется в объект на полной скорости, а второй будет вести дистанционные наблюдения.