Космонавтика

Миссии на Марс: будут ли возвращенные образцы угрожать Земле?

Возвращение на Землю марсианских образцов, организованное НАСА совместно с Европейским космическим агентством, теперь запланировано на 2033 год, чтобы проанализировать возможные следы жизни (прошлой или настоящей). Однако некоторые люди обеспокоены риском загрязнения биосферы нашей планеты.

Миссия Mars Sample Return (MSR) является одной из приоритетных задач международного космического сообщества на протяжении последних тридцати лет. Ее цель? Сбор образцов марсианской породы и почвы, и даже воздуха, для исследования по возвращении на Землю. Используя сложное оборудование, на Земле можно провести передовые анализы, чтобы проследить историю Марса и определить, существовала ли там когда-либо жизнь.

Возвращение образцов отложено до 2033 года

Миссия, организованная НАСА и Европейским космическим агентством (ЕКА), может быть завершена примерно через десять лет, сообщает Scientific American. В начале сентября 2021 года марсоход Perseverance уже собрал первый образец марсианской породы в кратере Езеро, но возвращение образцов на Землю не скоро. В конце марта НАСА объявило, что запуск перенесен на два года и поэтому запланирован на 2033 год.

Программа MSR первоначально предусматривает использование "восстановительного ровера" для сбора образцов породы и грунта с Марса, которые затем будут перенесены на небольшую ракету. После загрузки герметичных трубок с образцами ракета отправится на орбиту Марса, а затем вернет образцы на Землю.

Однако некоторые ученые обеспокоены риском возвращения образцов с Красной планеты, учитывая опасность загрязнения биосферы Земли завезенными марсианскими организмами. То же самое говорят и представители общественности, которых НАСА попросило прокомментировать ситуацию: "Ни одна страна не должна подвергать риску всю планету", — сказал один из комментаторов. Многие предлагали, чтобы изучение образцов происходило за пределами Земли, что обошлось бы дорого с точки зрения денег и логистики.

На данный момент космическое агентство планирует вывести капсулу за пределы атмосферы нашей планеты и приземлиться (неповрежденной) на дно сухого озера на испытательном и тренировочном полигоне в штате Юта. Затем она будет передана в центр приема образцов за пределами площадки, который, несомненно, будет включать в себя многоуровневые меры дезактивации, системы фильтрации воздуха, вентиляцию под отрицательным давлением и т.д.

Крайне низкие риски для окружающей среды или безопасности людей

С другой стороны, НАСА и многие эксперты считают, что миссия практически не представляет риска для окружающей среды и безопасности людей. Стивен Беннер, ведущий астробиолог, сказал Scientific American: "Я не вижу необходимости в длительных дискуссиях о том, как хранить образцы с Марса, когда они достигнут нашей планеты. Это связано с тем, что космические камни, падающие на Марс, регулярно выбрасывают материал, который в конечном итоге достигает Земли. По существующим оценкам, ежегодно на нашу планету приземляется около 500 килограммов марсианских камней. Если марсианская микробиота существует и может посеять хаос в биосфере Земли, то это уже произошло, и еще несколько килограммов от НАСА ничего не изменят".

Чтобы уложиться в срок в 2033 году, космическому агентству необходимо быстро построить приемную установку, причем некоторые говорят, что она не должна быть слишком сложной. Однако риск элементарного объекта заключается в том, что он не позволяет ученым должным образом проверить, содержат ли возвращенные образцы следы жизни.