Астрономия

Микроскопическая жизнь может повлиять на погоду на Венере

Облака на Венере состоят из необычных темных пятен, сделанных из крошечных частиц. Астрономы, такие как Карл Саган, давно предполагают, что эти пятна могут быть внеземными микроорганизмами. Из чего бы ни делались эти пятна, они сильно влияют на погоду на Венере.

Что-то таинственное происходит в облаках Венеры. Это самая жаркая планета в нашей Солнечной системе (460 градусов Цельсия на поверхности) с суровой, плотной атмосферой, заполненной серной кислотой и углекислым газом.

Поверхность Венеры никогда не наблюдалась человеческим глазом, так как она плотно закрыта отражающими облаками. Атмосферные газы распространяются по слоям облаков по схемам, которые астрономы не до конца понимают. Облака также состояли из необычных темных пятен, названных «неизвестными поглотителями».

Мелкие частицы, которые составляют пятна, поглощают большое количество солнечного излучения, влияя на альбедо Венеры и энергетический баланс.Эти пятна были впервые обнаружены более 100 лет назад. Их контраст и распределение со временем меняются.

До сих пор ученые не смогли выяснить, что это за темные пятна, но некоторые наблюдения показывают, что это могут быть аллотропы серы, диоксида серы и хлорида железа. Хотя ни один из них не дает удовлетворительного объяснения формирования и поведения пятен.

Знаменитый астроном Карл Саган и биолог Гарольд Моровиц давно размышляли о том, что теневые пятна могут быть внеземными микроорганизмами. Частицы, составляющие пятна в облаках Венеры, имеют такой же размер и свойства, что и микроорганизмы, обнаруженные в атмосфере Земли.

Несколько видов могут эволюционировать независимо от Венеры, если их химические, спектральные и физические характеристики соответствуют составу облаков планеты. Саган также упомянул возможность жидкой воды на Венере, которая могла существовать там до 2 миллиардов лет.

Тем не менее независимо от того, из чего сделаны эти темные пятна, новое исследование, проведенное учеными из Технического университета Берлина, показывает, что неизвестные поглотители влияют на погоду на Венере.

Исследование основано на более чем 10-летних данных, полученных от Акацуки (Японский климатический орбитальный аппарат "Венера", который изучал атмосферу планеты), "Венера-Экспресс" (исследовательская миссия ЕКА на Венере) и космического телескопа Хаббла.

Альбедо Венеры

Альбедо Венеры - часть энергия солнечного света, отраженного обратно в космос - резко изменилось в период с 2006 по 2017 год. Из-за этих изменений облака Венеры поглощали различное количество солнечной энергии, что влияло на циркуляцию атмосферы планеты.

Более конкретно, эти изменения сильно повлияли на активность верхней атмосферы Венеры, где скорость ветра превышает 360 километров в час, явление, называемое супер-вращением.

Изменения в альбедо Венеры показывают, что существует связь между солнечным нагревом и сильными порывами, которые лежат в основе динамики верхней атмосферы планеты. Удивительно, что климатические колебания Венеры намного мощнее, чем долговременные колебания Земли.

В целом, результаты представляют динамику альбедо и таинственных темных пятен на вершине облаков планеты, которые играют важную роль в изменении погоды на Венере.

Источник: arXiv:1907.09683