КосмонавтикаНовостиПланетология

Межпланетный зонд "Юнона" приближается к Ганимеду

Американский зонд "Юнона" приближается к самому большому спутнику Солнечной системы - Ганимедом. Это первый случай за последние двадцать лет. Этот пролет позволит исследователям провести новый анализ объекта, подготовив следующее поколение миссий к системе Юпитера.

Долгожданный пролет

В этот понедельник, 7 июня, зонд Юнона пройдет на расстоянии чуть более тысячи километров от поверхности Ганимеда. Последний раз космический аппарат так близко подлетал к самой большому спутнику Юпитера 20 мая 2000 года с американским зондом Galileo. Это новое "сближение" к системе Юпитера должно позволить НАСА сделать новые снимки объекта с высоким разрешением с помощью камеры JunoCam. Они будут сравниваться с данными предыдущих миссий, чтобы определить любые изменения в характеристиках поверхности.

Из-за скорости пролета (19 километров в секунду) космический аппарат успеет сделать не более пяти снимков. Еще два пролета запланированы на следующую неделю.

Исследователи также планируют провести новые анализы состава его коры. "Оболочка Ганимеда имеет светлые и темные области, что позволяет предположить, что некоторые области могут быть чистым льдом, в то время как другие содержат грязный лед", — отмечает Скотт Болтон из Юго-Западного исследовательского института в Сан-Антонио. Эта работа позволит лучше понять процесс обновления льда на спутнике с течением времени.

Он также посмотрит на ионосферу спутника (внешний слой атмосферы) с помощью радиоволн Х- и Ка-диапазонов. "Когда Юнона будет проходить за Ганимедом, радиосигналы пройдут через его ионосферу, вызывая небольшие изменения частоты, которые должны быть уловлены антеннами Deep Space Network в Австралии", — говорит Дастин Бучино из JPL. Измеряя эти изменения, исследователи смогут понять связь между ионосферой Ганимеда, его собственным магнитным полем и магнитосферой Юпитера.

Сравнение размеров Земли, Луны и Ганимеда.

Помимо того, что исследование Ганимеда переходит в 21 век, эти новые пролеты помогут подготовить следующее поколение миссий к системе Юпитера.

Это следующее поколение включает в себя две основные миссии. Первый, Jupiter Icy Moon Explorer (JUICE), разработанный Европейским космическим агентством (ЕКА), будет запущен в 2022 году. Зонд совершит несколько пролетов над спутниками Каллисто, Европа и Ганимед, а в 2032 году выйдет на орбиту последнего для дальнейшего изучения.

Второй, Europa Clipper, разработанный НАСА, будет больше сосредоточен на изучении спутника Европы. Зонд планируется запустить в 2024 году на частной ракете-носителе с ожидаемым прибытием в 2029 или 2030 году.