Космонавтика

Международная космическая станция скоро будет оснащена новыми туалетами

Астронавт Серена Мария Ауньён выполняет уборку туалета на МКС. Фото: НАСА

Международная космическая станция скоро будет оснащена новой и улучшенной системой туалетов. Цель: предвидеть потребности космонавтов во время будущих долгосрочных полетов на Луну или на Марс.

Ходить в туалет на Международной космической станции (МКС) не так просто, как на Земле. В отсутствие гравитации космонавты должны использовать подходящее устройство. Моча засасывается через трубу с воронкой на конце. Затем она передается в сборочный узел мочеиспускателя и перерабатывается в питьевую воду.

Для твердых отходов космонавты могут использовать небольшое сиденье над контейнером, которое также оборудовано насосом. Как только эта заполняется (примерно каждые 10 дней для команды из трех астронавтов), то, что в ней находится, затем выбрасывается в космос вместе с другим повседневным мусором. Затем все сжигается в верхних слоях атмосферы.

Система относительно хорошо работает на МКС. Однако, если мы хотим попасть на Марс, нам придется изменить наш подход.

Переосмысление управления отходами

Одной из главных проблем для будущего исследования красной планеты будет не загрязнение территории. И, если действительно есть жизнь на Марсе, нужно избежать любого перекрестного загрязнения между живыми организмами.

В этом смысле будущие посетители Марса не смогут принять подход астронавтов Аполлона на Луне, а именно оставить мешки с человеческими отходами на поверхности Луны.

Помимо забот о загрязнении также возникает проблема объема образующихся отходов. Джим Бройан из Космического центра Джонсона НАСА в Хьюстоне оценивает, что в рамках классической миссии на Марсе астронавты произведут около 270 килограммов твердых отходов, состоящих примерно на 75% из воды.

Таким образом, сбор и хранение человеческих отходов, которые тяжеловесны и заполнены микробами, является темой, которую НАСА воспринимает очень серьезно. В конечном итоге цели будут заключаться в том, чтобы сделать метаболические отходы микробно "неактивными", возможно, повторно использовать доступную воду и уменьшить количество образующихся отходов.

Новая система уже осенью

В течение последних нескольких месяцев агентство работает над новой системой. Универсальная система удаления отходов (UWMS) будет сосредоточена на преодолении разрыва между современными технологиями и тем, что на самом деле необходимо людям для выполнения своих задач в дальнем космосе.

Другими словами, эти новые туалеты будут улучшены по сравнению с существующей системой. В частности, НАСА сохранило все аспекты, воспринимаемые как "положительные", при этом внося конструктивные изменения, такие как регулировка формы сиденья и замена устройства, сжимающего отходы.

Она также будет включать обсуждения с космонавтами с целью ее дальнейшего усовершенствования. Именно эта обратная связь в конечном итоге позволит инженерам продумать и построить систему, которая принесет пользу будущим исследователям космоса.

Прототип универсальной системы управления отходами. Фото: НАСА

Запуск этой новой системы запланирован на эту осень. Тем не менее конкретная дата не была сообщена. Также пока неизвестно, какое судно доставит его на МКС. UWMS останется на борту до тех пор, пока станция не будет демонтирована.

Отметим, что вторая, идентичная система будет также оборудована капсулой "Орион", которую астронавты будут использовать для полетов вокруг Луны во время первого полета экипажа Артемиды (запланированного на 2022 год).