Астрономия

Метеорный поток Персеиды обещает быть исключительным

Как и каждый год, кульминация потока падающих звезд Персеиды придется на ночь с четверга 12 на пятницу 13 августа, хотя многие метеоры будут видны и в предыдущую и последующие ночи. В этом году Луна также будет очень малозаметна, что облегчит наблюдения.

Как наблюдать Персеиды

Метеорный поток Персеиды, наблюдаемый с 14 июля по 1 сентября, является одним из самых известных и наиболее часто наблюдаемых в северном полушарии. В среднем каждый час можно наблюдать до сотни метеоров, и они должны быть видны в "пиковые часы", особенно после полуночи и на рассвете 12 и 13 августа.

Лучший способ наблюдать падающие звезды - найти уединенное место вдали от городских огней, дать глазам привыкнуть к темноте в течение 20 минут, а затем сесть или лечь и наблюдать за небом. Чтобы максимально увеличить шансы на наблюдение, сосредоточьте свой взгляд на созвездии Персея, виднеющемся на северо-западе. Однако следует иметь в виду, что метеоры могут появляться в любой точке неба. В этом году ночное небо будет практически максимально темным из-за убывающей Луны.

Почему метеоры светятся при соприкосновении с атмосферой?

Метеорным потоком Персеиды мы обязаны комете 109P/Свифта - Туттля. Открытая независимо друг от друга двумя астрономами, Льюисом Свифтом и Хорасом Парнеллом Таттлом, в июле 1862 года, она движется по эллиптической орбите вокруг Солнца и периодически, примерно раз в 133 года, возвращается в нашу внутреннюю Солнечную систему. Именно тогда, в 1866 году, итальянский астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли первым установил связь между Персеидами и этим объектом, показав, что его орбита соответствует орбите наблюдаемых метеоров.

Конкретно говоря, когда Земля проходит через обломки, оставленные кометой во время ее предыдущего пролета, эти мелкие фрагменты породы и пыли на большой скорости раскалывают нашу атмосферу, сжимая воздух перед собой. В результате такого быстрого сжатия воздуха его температура значительно повышается и достигает тысяч градусов Цельсия. В результате атомы теряют свои электроны, что приводит к локальной ионизации. Освобожденные электроны быстро рекомбинируют с окружающими атомами, излучая энергию в виде видимого света. Именно этот процесс мы и наблюдаем с поверхности Земли.

Отметим, что Персеиды, как правило, довольно мелкие: размер частиц пыли и камней варьируется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Тем не менее, хотя яркость метеоров в основном определяется их размерами, чрезвычайно высокая скорость метеоров Персеид в сочетании с трением атмосферы делает их достаточно яркими, чтобы быть видимыми в ясный день.