АстрономияАстрофизика

Медленная агония звезды, пойманной в ловушку вокруг черной дыры

250 миллионов световых лет от Земли - это звезда, которая, пойманная в ловушку вокруг черной дыры, изо всех сил старается выжить. Но выхода нет.

Новые данные, полученные с помощью рентгеновской обсерватории НАСА в Чандре и рентгеновского аппарата XMM-Newton ЕКА, недавно проанализированные исследователями из Университета Лестера (Великобритания), показывают, что на расстоянии 250 миллионов световых лет от нас наблюдается агрессия. Нападающий - черная дыра в 400 000 раз массивнее Солнца, а жертва - звезда, из которой сегодня осталось только ядро.

(Почти) роковая встреча

Все началось, когда великан подошел слишком близко к космическому людоеду. Попав в ловушку своего гравитационного притяжения, звезда постепенно лишилась своих надутых гелием внешних слоев. Обычно такая атака фатальна для звезды, но, похоже, она смогла от нее избавиться. Хотя бы на время.

Эта бывшая гигантская звезда теперь просто белый карлик (масса всего две десятых массы Солнца), попавший в ловушку на эллиптической орбите вокруг черной дыры. Теперь она вращается вокруг черной дыры раз в девять часов.

Таким образом, примерно три раза в день белый карлик снова приближается к нападающему (не более чем в 15 раз больше радиуса горизонта события - точки невозврата - огибает черную дыру), каждый раз оставляя за собой чуть больше материала. Каждый небольшой прокол затем приводит к высвобождению рентгеновского всплеска, который могут обнаружить Чандра и XMM-Newton (как показано ниже).

Иллюстрации этих всплесков рентгеновского излучения регистрируются каждые девять часов.

Какое будущее у белого карлика?

Ведущий автор исследования Эндрю Кинг предполагает, что гравитационные волны генерируются во время последовательных столкновений двух объектов. Сочетание эффекта этих волн с постепенной потерей массы белого карлика позволяет предположить, что орбита белого карлика будет расширяться с течением времени, а скорость потери массы замедлится. Несмотря на это, кажется, что битва выиграна заранее.

"Она (белый карлик) попытается сбежать, но спасения нет. Да, черная дыра будет грызть ее все медленнее и медленнее , но она никогда не остановится", - объясняет Эндрю Кинг.

В принципе, эта потеря массы должна продолжаться в течение миллиардов лет до такой степени, что белый карлик, наконец, будет настолько раздет, что не останется ничего, кроме объекта массы Юпитера. "Это был бы удивительно медленный и запутанный способ заставить Вселенную сформировать планету! "- добавляет астроном.

Исследователи обнаружили множество свидетельств столкновений, в которых звезды были полностью захвачены черными дырами, но случаи побега объектов очень редки. Тем не менее этот тип проблемы может быть более распространенным, чем вы думаете. "Такие встречи могут стать одним из основных путей развития черных дыр размером с GSN 069", - заключает исследователь.