БиологияЗдоровье и медицина

Медь, враг микробов номер 1

Медь, считающаяся настоящей машиной для уничтожения микроорганизмов, могла бы занять место в больничной среде после эпизода COVID-19.

Исследования, проведенные в марте этого года, показали, что коронавирус SARS-CoV-2, ответственный за пандемию Covid-19, может выжить до четырех часов на меди, до 24 часов на карте и до трех дней на пластике и нержавеющей стали (хотя вирусная нагрузка значительно снижается через 72 часа). Когда это исследование было опубликовано, единственное, что удивило Билла Кивила, так это то, что патоген выжил так долго на меди.

Кивилл, микробиолог из Университета Саутгемптона (Великобритания), привык видеть, как микробы "отваливаются" при контакте с металлом. В его лаборатории, будь то Legionella pneumophila, бактерия, ответственная за болезнь легионеров, устойчивый к метициллину Staphylococcus aureus (MRSA), коронавирус, ответственный за Ближневосточный респираторный синдром (MERS), или H1N1, вирус, ответственный за пандемию свиного гриппа 2009 г., - все они погибают в считанные минуты при контакте с медью.

Свойства, известные древним

Антимикробные свойства меди не новы для человека. Одно из самых ранних зарегистрированных применений этого элемента в качестве дезинфицирующего средства происходит из папируса Эберса, одного из старейших известных медицинских трактатов, датированного 16 веком до н.э., во время правления Аменхотепа I.

Позже, уже в 1600 году до нашей эры, мы знаем, что китайцы также использовали медные монеты для лечения болей в сердце и желудке, или при заболеваниях мочевого пузыря. Другой пример - финикийцы, которые в море иногда вставляют куски своих бронзовых (из медного сплава) мечей в раны, чтобы предотвратить инфекцию. Также в раннем возрасте женщины поняли, что их дети гораздо меньше страдают от поноса, когда пьют из медных контейнеров. Затем эти знания передавались из поколения в поколение.

Как объяснить противомикробные способности меди?

"Тяжелые металлы, включая золото и серебро, являются антибактериальными, но специфический атомный состав меди дает ему дополнительную разрушительную силу, - говорит Билл Кевил. Медь имеет свободный электрон в своей внешней орбитальной оболочке электронов, который легко участвует в окислительно-восстановительных реакциях (что также делает металл хорошим проводником)". Именно этот электрон каким-то образом окисляет молекулы патогена. "У серебра и золота нет свободных электронов", - продолжает исследователь. "Вот почему они менее реактивны".

Но у меди есть и другие стрелы к ее луку. Но у меди есть и другие струны на носу. Когда микроб приземляется на нее, ее ионы буквально взрывают клеточную мембрану патогена, оставляя ее обнаженной. Затем ионы свободно атакуют ДНК или РНК жертвы, предотвращая ее репликацию.

Добыча меди

Хорошо зная обо всех этих свойствах, Майкл Г. Шмидт, профессор микробиологии в Медицинском университете Южной Каролины (США), уже несколько лет фокусирует свои исследования на возможностях меди в больничной среде.

В ходе 43-месячного исследования, проведенного в трех больницах, где медные сплавы использовались на прикроватных рельсах, внутривенных подставках и подлокотниках кресел, наблюдалось сокращение на 58% случаев внутрибольничных инфекций по сравнению с более "обычными" больницами.

В другом двухлетнем исследовании, опубликованном в начале этого года, исследователь сравнил койки отделения интенсивной терапии с пластиковыми и медными поверхностями. В конце концов, первые превысили принятые нормы риска почти в 90% проб, в то время как вторые превысили эти нормы лишь в 9% проб.

Уже несколько лет больничные центры, учитывая все эти антимикробные достоинства, очевидно, выбирают медь. Будь то смесители, дверные ручки и другие элементы мебели. В частности, это касается США, Франции, Польши, Перу и Чили. Два года назад британские исследователи также разработали платья, пропитанные наночастицами меди, опять же с идеей ограничения нозокомиальных инфекций.

Тем не менее возвращение меди все еще происходит довольно робко, в основном из бюджетных соображений. С другой стороны, новости в области здравоохранения могут подтолкнуть другие больницы к рассмотрению этого вопроса. Со своей стороны, предприниматели могут быть вынуждены предлагать более доступные решения.