АстрономияПланетология

Массивный хвост, похожий на комету, протяженностью более 500 000 километров обнаружен на далекой планете

WASP-69b - экзопланета, масса которой составляет всего 30 процентов от массы Юпитера, но при этом она на 10 процентов больше. Этот мир сильно раздулся, потому что вращается очень близко к своей звезде, завершая орбиту всего за 3,9 дня. И его надутые слои не стоят на месте — звездный ветер размывает их, создавая хвост, похожий на комету. Последние наблюдения показывают, что он гораздо длиннее, чем предполагали ученые.

Хвост простирается по меньшей мере на 580 000 километров. Он состоит в основном из гелия, который астрономы отследили с помощью обсерватории Кек. Звездный ветер превратил атмосферу, покидающую планету, в длинный и нечеткий хвост, который хорошо виден в инфракрасном свете.

"Предыдущие наблюдения говорили о том, что у WASP-69b скромный хвост или его вообще нет", — говорит Дакота Тайлер, докторант по астрофизике Калифорнийского университета и первый автор исследования. "Однако мы смогли окончательно показать, что гелиевый хвост этой планеты простирается по крайней мере в семь раз дальше радиуса самой планеты-гиганта".

Звезда WASP-69 немного меньше и холоднее Солнца, но этого недостаточно, чтобы остановить ее влияние на планету. Планета нагревается и теряет массу примерно на одну массу Земли каждые миллиард лет или около того. Планеты такого типа очень распространены в космосе, и даже планеты в нашей Солнечной системе, такие как Марс, испытывают потери атмосферы из-за солнечного ветра.

"Система WASP-69b - это жемчужина, потому что мы можем изучать потерю массы ее атмосферы в режиме реального времени", — говорит соавтор исследования Эрик Петигура, доцент кафедры астрономии и астрофизики Калифорнийского университета. "Это дает редкую возможность понять важнейшую физику, которая формирует тысячи других планет".

"Эти кометоподобные хвосты очень ценны, потому что они образуются, когда выходящая из атмосферы планета наталкивается на звездный ветер, в результате чего газ взметается обратно. Наблюдение за таким вытянутым хвостом позволяет нам изучить эти взаимодействия в мельчайших деталях", — продолжает Петигура.

WASP- 69b имеет плотную и туманную атмосферу, частично покрытую облаками. Это экстремальный пример потери атмосферы и хвостатой планеты, но она не просто испарится. Масса планеты составляет 90 земных, поэтому звезда уничтожит ее, превратив в красного гиганта через несколько миллиардов лет, а не заставит испариться.

Исследование опубликовано в журнале The Astrophysical Journal и было представлено на 243-м заседании Американского астрономического общества.