Биология

Маскировка в птичьем помете - вопрос выживания этих пауков

Пауки Cyclosa ginnaga плетут белый диск из шёлка на своей паутине, в центре которого они располагаются, демонстрируя серебристое брюшко и ноги, покрытые черными пятнами, придающими им отталкивающий вид птичьего помета. Цель двоякая: отпугнуть хищников и привлечь потенциальную добычу.

Одна мимикрия, две цели

Агрессивная мимикрия определяет идею о том, что хищник получает доступ к добыче, имитируя внешний вид и/или поведение безвредной или полезной модели, чтобы избежать правильной идентификации. Некоторые пауки используют эту стратегию. Чтобы обмануть своих противников, таких как осы или муравьи, виды Cyclosa ginnaga, обитающие в тропических дождевых лесах Юго-Восточной Азии, разработали форму мимикрии, которая придает им вид птичьего помета. Они также имеют запах. Природа изобретательна. Животные склонны избегать того, что уже полностью переварилось.

Эта мимикрирующая способность этих пауков отпугивать хищников известна уже много лет. Однако, согласно исследованию, опубликованному в прошлом месяце в журнале Current Zoology, он также служит другой цели: привлекает добычу.

Более ранние исследования уже предполагали, что эти пауки-крабоеды (названые так за большую длину двух пар передних ног) также могут привлекать насекомых в свое меню, имитируя птичий помет. В конце концов, идея имеет смысл. Птичий помет является важным источником питательных веществ для насекомых, а некоторые виды также откладывают в нем свои яйца. Более того, пауки-крабоеды - это хищники в ожидании, сидящие на листьях, предпочитающие сидеть в засаде, а не преследовать свои движущиеся цели.

Однако до сих пор ни одно экспериментальное исследование не смогло доказать это. Теперь это доказано.

В этой работе Дайцин Ли и его команда из Национального университета Сингапура представили крабовым паукам несколько роев насекомых, имитирующих птичий помет, настоящий помет аналогичного размера и простые листья. В этих экспериментах насекомые посещали и пауков, и птичий помет со значительно большей частотой, чем пустые листья. Пауки особенно привлекали мух, хотя на самом деле помет привлекал их с большей частотой.

Затем исследователи нанесли на тело пауков акварельную краску без запаха и легко смываемую, чтобы изменить их внешний вид. Целью эксперимента было выяснить, является ли характерное сочетание цветов этих арахнид ключом к обману некоторых насекомых. В результате выяснилось, что пауки, окрашенные во все белое или все черное, были менее привлекательны для насекомых, чем "неодетые" пауки.

Наконец, исследователи смоделировали зрительную систему целевых насекомых и обнаружили, что незадачливая жертва не может отличить паука-краба от реального птичьего помета. Взятые вместе, эти результаты показывают, что насекомые, привлеченные пауками, действительно могут ошибочно идентифицировать их как птичий помет.