ГеологияКосмонавтика

Марсоход Perseverance выходит на новую территорию

На этой мозаике из 18 изображений естественных цветов изображено поле камней на "Горе Уошберн" в кратере Езеро.

С момента посадки в феврале 2021 года марсоход Perseverance исследует кратер Езеро, собирая образцы марсианской породы и грунта. С января марсоход прослеживает южную сторону долины Неретвы — древнего русла ископаемой реки, которое может дать ценные сведения о гидрологической истории Марса. В конце концов, это путешествие привело его к месту назначения, региону Светлый Ангел, где его ждут новые захватывающие открытия.

Нестандартный путь

Путь к Светлому Ангелу не обошелся без подводных камней. Поначалу Perseverance плавно продвигался по марсианской местности. Однако несколько месяцев назад марсоход столкнулся с неожиданным полем камней, которое замедлило его продвижение. Камни были настолько многочисленны и велики, что начали серьезно мешать навигационным возможностям марсохода.

Напомним, что навигационная система AutoNav была разработана таким образом, чтобы обходить мелкие препятствия и позволять марсоходу следовать по общему маршруту, установленному операторами на Земле. Однако, столкнувшись с этими массивными препятствиями, скорость Perseverance упала с более чем сотни метров за марсианский день до нескольких десятков метров. Такая медлительность заставила инженеров пересмотреть маршрут.

Было принято решение направить Perseverance к полю марсианских дюн и пересечь речной канал. Такая стратегия сопряжена с риском, поскольку марсианские дюны могут легко заманить марсоход в ловушку, как показал опыт миссии Spirit в 2009 году. К счастью, дюны в этом районе были достаточно маленькими и находились на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы Perseverance мог пройти через них в полной безопасности. В итоге эти дюны позволили марсоходу возобновить крейсерскую скорость в 200 метров за марсианский день, оставив при этом проблемные скалы позади.

Пересечение дюн не только позволило марсоходу обойти физические препятствия, но и открыло перед Perseverance новые возможности для научных открытий. Спустившись на дно канала, марсоход исследовал гору Уошберн, скалистый холм, представляющий значительный геологический интерес. Ученые миссии надеются, что эта местность может открыть важнейшую информацию о геологических процессах на Марсе, включая признаки прошлой вулканической активности.

Добро пожаловать в Светлый Ангел

Исследовав гору Уошберн, Perseverance продолжил движение на запад, чтобы в конце концов добраться до Светлого Ангела — места, названного так из-за выходов скал светлого цвета, которые, возможно, были образованы древней рекой. Это уникальная возможность понять геологическую и гидрологическую историю региона. Анализируя местные породы, ученые надеются, в частности, собрать данные о прошлых условиях окружающей среды и о том, что в них могла существовать жизнь. Решение о сборе образцов будет основано на первоначальном анализе этих пород.

Таким образом, миссия Perseverance к Светлому Ангелу знаменует собой важный шаг в исследовании Марса, потенциально приближая ученых к пониманию условий, которые могли поддерживать жизнь на Красной планете.