КосмонавтикаНовости

Марсоход Perseverance обнаружил в кратере Езеро несколько органических молекул

Марсоход НАСА Perseverance обнаружил несколько видов органических молекул в геологических образованиях в марсианском кратере Езеро. Ранее органические молекулы были обнаружены как в марсианских метеоритах, выпавших на Землю, так и в кратере Гейл, открытом марсоходом Curiosity.

Органические соединения состоят в основном из углерода и часто включают в себя другие элементы, такие как водород, кислород, азот, фосфор и сера. Для астробиологов они представляют собой интересный ключ к разгадке, поскольку жизнь, как мы ее знаем, основана на органических молекулах. Однако они могут образовываться и в результате геологических процессов, причем не обязательно биологических: именно поэтому важно найти, охарактеризовать и узнать их на Марсе, чтобы глубже понять, какие из них могут быть ключом к жизни, а какие - нет.

Результаты исследования Perseverance позволяют предположить, что на марсианской поверхности может существовать целый ряд органических молекул, сохраняющихся, несмотря на интенсивное радиационное воздействие. В основном они будут обнаружены в минералах, связанных с водными процессами, что указывает на то, что эти процессы могли играть ключевую роль в синтезе, переносе или хранении органических соединений в марсианском прошлом.

SHERLOC обнаружил несколько следов органических молекул

Данные этого исследования относятся к сентябрю 2021 года и получены прибором SHERLOC (Scanning Habitable Environments with Raman and Luminescence for Organics and Chemicals) на борту Perseverance. SHERLOC - первый прибор на Марсе, способный проводить мелкомасштабное картирование и анализ органических молекул.

Исследователи сосредоточили свое внимание на данных SHERLOC, полученных с Мааза и Сеитаха - двух скальных образований на дне кратера Езеро. Когда ультрафиолетовый свет от SHERLOC освещает органические соединения, они могут "светиться". Определение длины волны в свечении молекулы может помочь ее идентифицировать.

Ученые обнаружили признаки органических молекул во всех 10 объектах, пробуренных Perseverance на Маазе и Сеитах, что охватывает временной интервал по крайней мере от 2,3 до 2,6 млрд. лет назад. Это свидетельствует о том, что на поверхности Марса в течение длительного времени могли существовать элементы, из которых состоит жизнь.

Вверху - снимок прибора HiRISE области, изучаемой Perseverance, пересеченной по траектории, отмеченной белым цветом. На графике показано среднее число обнаружений за время сканирования, выполненного с помощью SHERLOC. Ниже - изображения WATSON целей, проанализированных в данном исследовании.

Perseverance предназначен для проведения научных исследований in situ и способен собрать набор образцов для последующего возвращения на Землю. Что еще более важно, на его борту установлена аппаратура, очень полезная для поиска жизни. Место посадки - кратер Езеро - сочетает в себе высокий потенциал пригодности для жизни в прошлом (поскольку здесь когда-то находилась озерная котловина) и наличие ряда минералов, включая карбонаты, глины и сульфаты, которые могут сохранять органические материалы и потенциальные биологические сигнатуры.

Дно кратера Езеро включает три геологические формации, в том числе Мааз и Сеитах, в которых SHERLOC обнаружил свидетельства существования множества различных классов органических молекул. Согласно разработанным исследователями моделям, эти соединения могли возникнуть из большого числа минералов и механизмов образования, и в основном они связаны с водными минералами.

Ученые не смогли идентифицировать конкретные органические молекулы. Для того чтобы подтвердить их конкретные типы, необходимо доставить образцы на Землю, что является основной задачей будущей миссии Mars Sample Return.