КосмонавтикаПланетология

Марсоход Curiosity обнаруживает новые свидетельства существования древних рек на Марсе

Используя данные, собранные американским марсоходом Curiosity, ученые обнаружили доказательства того, что многие кратеры на Марсе могли быть древними руслами рек, пригодных для жизни.

Древние реки на Марсе

Речные хребты — это эрозионные формы рельефа, обнаруженные на Марсе. Они считаются важными индикаторами для понимания истории воды на планете в прошлом. Эти структуры обычно образуются в результате эрозии, вызванной древними реками или ручьями, оставившими следы своей деятельности на марсианской поверхности.

Таким образом, флювиальные гряды свидетельствуют о том, что Красная планета пережила период, когда жидкая вода в изобилии текла по ее поверхности, прокладывая русла и оставляя отложения. Изучение этих образований позволяет исследователям лучше понять, какую роль играла эта вода в геологической истории планеты и как условия окружающей среды могли отличаться от тех, которые мы наблюдаем сегодня.

В кратере Гейла, где марсоход Curiosity проводит свои наблюдения на Марсе, также были обнаружены флювиальные отложения. Однако они необычны. В отличие от тех, которые обычно ассоциируются с флювиальными грядами на Марсе, они не связаны с этими типичными структурами. Другими словами, исследователи обнаружили следы древних рек там, где не ожидали их найти.

Это открытие интересно тем, что оно бросает вызов предвзятым представлениям о том, как должны проявляться следы рек на Марсе, что может повлиять на наше понимание водной истории планеты и ее пригодности для жизни в прошлом. Кроме того, оно позволяет предположить, что с речными отложениями могут быть связаны и другие типы рельефа и образований, которые мы еще не обнаружили.

Больше флювиальных отложений, чем считалось ранее

Чтобы понять, почему флювиальные отложения в кратере Гейла отличаются от флювиальных гребней, ученые недавно использовали компьютерную модель, в которую была введена специфическая особенность: преимущественное направление эрозии склонов.

В практическом плане исследователи предположили, что такое направление эрозии может быть обусловлено особенностями рельефа кратеров на Марсе. Другими словами, характеристики кратеров направляют ветры таким образом, чтобы создать на Марсе специфическую эрозию.

Используя модифицированную компьютерную модель, команда обнаружила, что в отличие от флювиальных гребней, образования, наблюдаемые в кратере Гейла, имеют форму отмелей или выступов размытой земли. Хотя эти образования отличаются от флювиальных гряд, они, тем не менее, могут служить индикаторами древних флювиальных отложений в кратерах Марса. Это означает, что флювиальные гряды — не единственный тип рельефа, который может рассказать нам о прошлой истории воды на Марсе, что расширяет наши представления о Красной планете.

Это открытие, ставшее возможным благодаря марсоходу Curiosity, также позволяет предположить, что на планете, вероятно, существует больше флювиальных отложений, чем считалось ранее. Мы знаем, что на Земле речные коридоры очень важны для жизни, химических циклов, круговоротов питательных веществ и отложений. В данном случае все указывает на то, что точно так же вели себя реки на Марсе несколько миллиардов лет назад.

Подробности исследования опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.