КосмонавтикаПланетология

Марсоход Curiosity обнаружил на Марсе удивительные каменные башни

Марсоход Curiosity находится в кратере Гейла на Марсе с 2012 года, неустанно исследуя его и иногда присылая странные фотографии, которые могут напоминать о менее засушливом прошлом планеты. 7 мая мир был заинтригован образованием "двери". А теперь это два хрупких образования, не поддающихся гравитации. Они выглядят почти как струи замерзшей воды, льющиеся из невидимого с неба кувшина. Считается, что они представляют собой цементоподобные вещества, которые когда-то заполняли древние трещины в горных породах, которые с тех пор подверглись эрозии.

Марсоход Curiosity уже 10 лет исследует кратер Гейл на Марсе, поднимаясь на центральную гору кратера, гору Эолида, и делая селфи и рассказывая о геологии, истории и атмосфере Красной планеты. Curiosity является частью миссии НАСА Mars Science Laboratory и представляет собой самый большой и самый способный ровер из когда-либо отправленных на Марс.

В начале своей миссии научные инструменты Curiosity обнаружили химические и минеральные свидетельства существования древней пригодной для жизни среды на Марсе. Он продолжает исследовать горные породы, свидетельствующие о времени, когда на Марсе могла существовать микробная жизнь.

Он охотится за особыми породами, которые были сформированы в воде и/или имеют признаки органического материала. Недавно ему удалось посмотреть на особые геологические образования, некоторые из которых заставляют нас представлять себе скульптуры и даже кораллы. Институт SETI - исследовательская организация, занимающаяся поиском внеземной жизни - разместил последнюю фотографию в Твиттере, назвав ее "классной".

Бросая вызов гравитации на Марсе, как и на Земле

Среди мелких песков и скал кратера Гейл в марсианское небо поднимаются две извилистые башни, которые, кажется, бросают вызов гравитации. Снимок, сделанный 17 мая, сделан камерой, установленной на мачте (Mastcam) на борту марсохода Curiosity. Изображение было распространено только на прошлой неделе НАСА и экспертами Института SETI.

Скальные образования, обнаруженные на Марсе.

Ученые объясняют, что шипы, скорее всего, связаны с "зацементированным заполнением" старых трещин в осадочной породе естественным путем. Остальная часть породы состояла из более мягкого материала и подверглась эрозии.

Они напоминают земные геологические образования, такие как волшебные дымоходы или скалы худу. Последний термин характерен для американского Запада и, вероятно, происходит от западноафриканского вуду, в котором магические силы ассоциируются с природными формами.

Высота волшебных дымоходов может составлять от нескольких сантиметров до нескольких метров. Они образуются в результате совместного действия ветра, дождя и водной эрозии, а также различных физических и химических процессов выветривания, придающих им различные формы. Как правило, они образованы горизонтально залегающими породами или пластами, в которых относительно мягкие материалы перемежаются с другими, более прочными материалами (например, чередующиеся слои сланца и песчаника). В результате выветривания и эрозии мягкие слои очищаются быстрее, чем твердые. Волшебные дымоходы часто увенчаны устойчивым слоем (скала-шапка), который защищает нижние части дымохода. При потере этой породы основание дымохода быстро разрушается.

Это явление обычно происходит в сухой среде, например, в каньонах штата Юта или на юге Сербии. Их можно увидеть в Италии, Испании, Турции и Франции. Конструкции на Марсе выглядят гораздо более хрупкими, чем на Земле, но они явно достаточно прочны, чтобы выдержать гравитацию поверхности.

В конце февраля марсоход Curiosity прислал снимки не менее удивительных минеральных образований. Кевин Гилл, известный специалист НАСА по обработке космических изображений, опубликовал снимки в Твиттере, сравнив их с марсианскими цветами или даже кораллами. Для получения снимков с близкого расстояния ученые использовали прибор Mars Hand Lens Imager. НАСА описывает прибор как "версию лупы, которую геологи обычно берут с собой в поле".

Сравнение "марсианского цветка" с американским пенни.

Это один из самых необычных камней, когда-либо найденных на Марсе. Камень размером меньше американского пенни имеет несколько придатков. Было бы большим открытием, если бы камень оказался настоящим окаменевшим марсианским цветком, но есть и менее впечатляющие объяснения его необычной структуры.

Например, предпочтительная теория определяет породу как тип конкреции, созданной минералами, отложенными водой в трещинах или разделениях в существующей породе. Эти конкреции могут быть уплотнены, быть тверже и плотнее окружающей породы и, таким образом, сохраняться даже после выветривания последней.

Структура цветка также может быть обусловлена скоплениями кристаллов. Небольшой камень, названный Blackthorn Salt, имеет сходство с "марсианской галькой", сфотографированной ранее. Абигейл Фрейман, заместитель научного сотрудника проекта Curiosity, сообщила в Twitter, что эти ранее замеченные особенности состоят из солей, называемых сульфатами.

Ученые продолжат изучать данные и снимки этих удивительных марсианских камней, которые свидетельствуют о "водном" прошлом Красной планеты. Эта актуальная и крайне важная область исследования поможет ученым определить, была ли когда-то эта ныне негостеприимная планета способна поддерживать микробную жизнь.