КосмонавтикаПланетология

Марсоход Curiosity (наконец) достиг марсианского хребта, где вода накапливала обломки пород

После трех попыток, закончившихся неудачей из-за острых камней и крутых марсианских склонов, марсоходу НАСА Curiosity наконец удалось добраться до впечатляющей гряды обломков — хребта Гедиз Валлис. Это одна из последних особенностей склонов горы Шарп, сформировавшаяся около трех миллиардов лет назад, во время одного из последних влажных периодов на Марсе.

С 2014 года Curiosity поднимается на 5-километровую гору Шарп, обнаруживая по пути следования следы древних озер и ручьев. Теперь, когда аппарат достиг этой гряды, он запечатлел это образование на 360-градусной панорамной мозаике (на обложке), полученной из 136 снимков, сделанных камерой Mastcam.

Когда-то здесь мощные селевые потоки несли грязь и валуны. За прошедшие годы они были размыты ветром, но остались свидетелями водного прошлого Красной планеты. И это одна из самых молодых геологических капсул времени, которую Curiosity сможет изучить.

11 дней на хребте

Curiosity провел 11 дней на вершине хребта Гедиз Валлис, фотографируя и изучая состав составляющих его темных пород. Эти породы, очевидно, возникли в другом месте горы: ученые считают, что они были перенесены вниз с верхних склонов селевыми потоками.

Таким образом, эти породы являются редким свидетельством того, из какого материала состоит верхняя часть горы. И Curiosity может их изучить.

Путь марсохода Curiosity через нижнюю часть горы Шарп показан линией. Различные части горы обозначены цветом; в настоящее время Curiosity находится вблизи верхней части хребта Гедиз Валлис, выделенного красным цветом.

Прибытие ровера на хребет позволило ученым впервые увидеть крупным планом размытые остатки геологического объекта, известного как веер селевых потоков. Здесь обломки, стекающие по склону, расширяются в форме веера. Это тоже распространенное явление на Земле, но ученые пока не могут понять, как оно образуется.

Геолог Уильям Дитрих, член команды миссии из Калифорнийского университета в Беркли, сказал: "Результаты этой кампании помогут нам лучше объяснить подобные явления не только на Марсе, но и на Земле, где они представляют собой природную опасность".

Пока ученые продолжают изучать снимки Curiosity и данные с хребта Гедиз Валлис, ровер уже находится в движении. Его следующая задача — найти путь к обломочному каналу, который поможет исследователям понять, как и куда когда-то стекала вода по склонам горы Шарп.