ГеологияПланетология

Марсианская гора Олимп могла быть вулканическим островом

Марсианский Олимп, самая высокая гора в Солнечной системе, возможно, когда-то был вулканическим островом, окруженным океаном глубиной почти 6 км. Об этом свидетельствуют геологические данные, найденные в обширных долинах, окружающих потухший вулкан, на основании показаний прибора Mars Orbiter Laser Altimeter (MOLA), установленного на борту уже не работающего зонда НАСА Mars Global Surveyor (MGS).

Высота Олимпа составляет 21,9 км, что примерно в два с половиной раза больше высоты Эвереста. По современным оценкам, этот щитовой вулкан сформировался в гесперийский период существования Марса, примерно 3,7-3 млрд. лет назад.

Недавнее исследование, проведенное учеными из Национального центра научных исследований (CNRS), показало, что особенности, обнаруженные на склонах Олимпа, неожиданно похожи на вулканические острова на Земле, такие как Канарские или Гавайские. Исследование проводилось группой ученых CNRS в сотрудничестве с лабораторией Geosciences Paris-Saclay (GEOPS) при Университете Париж-Сакле.

Морфология района

Под пристальным вниманием исследователей оказались огромные уступы высотой более 6 км вулкана Олимп. Подобные черты обнаружены и на северном фланге другого марсианского вулкана - гора Альба, расположенного более чем в 1800 км от Олимпа, что свидетельствует о возможном расширении древнего океана.

Геологическая природа этого вулканического региона до сих пор остается неясной. Наиболее распространенной является точка зрения о том, что он является частью одного вулканического очага, образованного одной или несколькими колоннами магмы, поднявшимися из мантии на поверхность. Горячие точки - это области, где наблюдается аномальное выпячивание мантии в сторону поверхности. На Земле они встречаются не только на границах тектонических плит, но и внутри них. В этих областях мантия находится ближе к земной коре и, следовательно, выталкивается в ее сторону.

Обзор плато Tharsis Bulge, полученный с помощью лазерного альтиметра Mars Orbiter. Холодный цвет (синий) указывает на низкую высоту, а более теплый (красный) - на высокую.

Поскольку на Марсе нет тектонических плит, которые могли бы вызвать движение горячих точек на поверхности, вырвавшаяся наружу магма скапливалась в одном и том же месте. По мнению исследователей, вполне вероятно, что на поверхности существовало несколько мест выхода магмы как для Олимп, так и для Альба, удаленных друг от друга на сотни километров.

Их питала одна и та же горячая точка в мантии, в результате чего поверхность начала вспучиваться на значительной площади. В конце концов образовалась возвышенная вулканическая область, получившая название Фарсида. Это огромное вулканическое плато с тремя другими щитовыми вулканами: Арсией, Павонисом и Акраей.

Единый движущийся океан

Ранее были найдены доказательства существования еще двух различных береговых линий в пределах другого равнинного региона - Великая Северная равнина. Эти береговые линии отличаются по высоте на несколько километров от среднего уровня Марса.

Первой гипотезой, объясняющей разницу между различными береговыми линиями, было существование на поверхности разных океанов. Однако специалисты предположили, что вместо нескольких океанов на Марсе мог существовать только один.

Когда разбухающая мантия начала давить на кору, образовалась область Фарсида, деформировавшая поверхность. В результате океан изменил свое положение и был сдвинут на запад относительно области Фарсида. Океан, перемещаясь под действием деформаций марсианской коры, в разное время и в течение разных периодов омывал берега различных литоралей. Различные геологические свидетельства, обнаруженные в уступах, окружающих Олимп, а также в Альба, подтверждают существование единого великого океана, занимавшего северные равнины Марса, вдоль северо-западного края области Фарсида.

Олимп в центре возможного океана.

По мнению специалистов, эти шрамы имеют характерный вид, образовавшийся там, где лава, стекавшая около 3,7-3,4 млрд. лет назад по флангам вулкана, встретилась с окружающими ее океанскими водами. Если сравнить морфологию трех действующих вулканических островов на Земле, то на их береговых линиях наблюдаются скарпы, подобные тем, что окружают вулканы Олимп и Альба. Следовательно, вершины этих уступов могут представлять собой береговые линии древних островов.